На днях Пентагон официально заявил о своем намерении направить в Прибалтику, Польшу, Болгарию и Румынию рекордную по нынешним временам партию вооружения, включая танки, бронемашины пехоты и самоходные артиллерийские установки. Акция пройдет в рамках программы Североатлантического Альянса по укреплению восточноевропейских рубежей структуры. А накануне руководство того же Альянса в Брюсселе постановило увеличить свой контингент сил быстрого реагирования в бывших странах соцлагеря до 40 тысяч человек. Как утверждают на Западе, именно таким образом сегодня можно «противостоять геополитическим вызовам» и «обеспечить потенциальным союзникам реальную защиту». Скептики склонны полагать, что в данном случае речь идет о банальном «бряцании оружием».
В определенных кругах министр обороны США Эштон Картер слывет прагматиком. Практически все, что он делает на своем посту, в итоге приносит политические дивиденды как его ведомству в частности, так и Соединенным Штатам в целом. Последняя инициатива главы американского оборонного ведомства по отправке в Восточную Европу оружия не стала из этих правил исключением: доставляя на полигоны самые современные боевые единицы, Вашингтон документально прикрывается эгидой НАТО, фактически же – усиливает свое военное присутствие в регионе. Образно выражаясь, «убивает двух зайцев» – натовские программы не требуют специальной санкции Совета Безопасности ООН. В свою очередь, Альянс выразил Белому Дому свою благодарность – дескать, с американской техникой, общие учения в Европе будут доведены до совершенства. «Мы благодарны Пентагону и его руководителю Картеру за блестящее исполнение их части договора о сотрудничестве, – подчеркнул генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. – Все, что мы делаем, осуществляется в полном соответствии с нашими международными обязательствами».
Но команда того же Картера решила пойти дальше. Само собой разумеется, что американскую технику, направляемую в Восточную Европу, будут обслуживать именно американские инженеры и военнослужащие и, например, французы или немцы получат к ней весьма ограниченный доступ. Следовательно, Альянс, как таковой, мог оказаться в проигрышной ситуации. Однако Брюссель довольно быстро нашел выход из этой ситуации. В формате пресловутой программы НАТО объявило об увеличении контингента сил быстрого реагирования (СБР) с 13 тысяч до 40 тысяч человек. По словам Столтенберга, это позволит «развертывать войска в кратчайшие сроки, соблюдая при этом полный политический контроль».
А вот здесь стоит оговориться. Все дело в том, что в настоящее время западные СБР находятся далеко не в лучшей организационной форме. Как показали прошедшие в Польше специальные натовские учения, силы Альянса явно не отличаются упомянутыми быстротой и маневренностью, и для того, чтобы достичь уровня оперативности армии РФ, им понадобится не менее года. Как бы там ни было, соответствующее решение уже принято – правда, когда именно оружие и войска прибудут на место новой дислокации, Запад держит в строжайшем секрете. «Впрочем, уже и без этого ясно: и Вашингтон и Брюссель в своих лучших традициях пытаются заставить нервничать нынешнего потенциального противника – Россию, – подчеркнул в комментарии ГолосUA британский военный эксперт Корнуэлл Кларк. – Сейчас аналитики все чаще говорят о новой «Холодной войне», и натовские структуры при активной помощи Пентагона пытаются полностью соответствовать сложившейся ситуации. Нет никаких сомнений в том, что группировка западных войск в регионе в дальнейшем будет лишь укрепляться. Бряцание оружием для обеих сторон (имеются в виду Запад и Россия – авт.) давно вошло в привычку. Или, если хотите, стало основным инстинктом».
И это действительно так. Как только в Москве стало известно о поистине грандиозных натовских планах, Кремль объявил о начале модернизации своих ядерных арсеналов и укреплении войск противоракетной обороны.
Похоже, «Холодная война» вступает в новую фазу.