Особенности украинского кризиса: чем хуже ситуация, тем больше чиновников

Количество чиновников в Украине растет, как тесто на дрожжах. И чем сложнее ситуация в экономике страны, тем больше разговоров о реформировании административной системы, каждый из этапов которой приводит лишь к росту количества аппаратчиков разных уровней.
По состоянию на начало этого года общее количество государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления в Украине составляет 372 856 человек, цитирует Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы
color="#0000ff">Тиждень.
С 2005 года рост составил 10% (чиновников в Украине в 2005 году было339 тыс. 49 человек (из них государственных служащих 247 124 и должностных лиц местного самоуправления — 91 925). После начала админреформы, инициированной президентом Виктором Януковичем с целью снижения числа чиновников и уменьшению количества министерств и ведомств, в течение 2010-2012 годов возросло количество работников центральных органов исполнительной власти (2010 — 9420 человек, в 2012 — 10 021), органов государственной власти Крыма (2010 – 409, 2012 – 451 человек), а также судебной власти и прокуратуры (с 27 450 человек в 2010 году до 32 096 человек в 2012).
Вот такой результат борьбы с бюрократией за последние три года. Чем больше «борьбы», тем больше нужно кадров, чтобы этим процессом руководить и направлять в нужное русло. Как ни удивительно, но с ростом объемов проникновения во все сферы жизни автоматизации и электронного деловодства, число всевозможных документов лишь растет, с скорость принятия любых решений – снижается.
Для эффективного управления тем, что еще осталось в госсобственности и исполнения обязательств государства по отношению к гражданам, в Украине достаточно иметь 20-30 тыс. чиновников. Больше не нужно. То есть, нынешнюю армию паразитов, надо сократить в 12-18 раз. Но математическое уменьшение числа чиновников само по себе эффекта не даст. Снова расплодятся. Надо существенно менять структуру органов государственной власти, ликвидируя не только министерства/госкомитеты/комиссии и агентства, а также абсолютное большинство местных администраций, особенно на уровне административно территориальных единиц с населением менее 10 тыс человек, но и лишая оставшиеся больше части функциональных полномочий, которые только способствуют коррупции. В первую очередь, должны быть ликвидированы те ведомства, которые совершенно бесполезны в виду полного отсутствия сферы применения их услуг или отсутствием объектов применения. Министерство экономического развития и торговли, промышленной политики, регионального развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктуры, госслужба экспортного контроля, госагентсво по инвестициям и управлению госпроектами и т.д.
Кроме того, должны быть ликвидированные как класс всевозможные систему лицензирования и разрешительства. Стандарты должны разрабатывать институты, а следить за их соблюдением – суды. Санэпидемслужба обязана заниматься своим прямым делом – травить тараканов и крыс и предоставлять услуги по проверке качества продуктов на соответствие госстандартам, а не выдавать разрешения на торговлю. Пожарные должны тушить пожары, а не контролировать соблюдение норм пожарной безопасности и т.д. Большая часть существующих полномочий у госслужб должна быть изъята за ненадобностью их для осуществления любых видов деятельности. Фискальные службы должны принимать отчеты об уплате налогов и сборов и все. Если у какого-то чиновника возникает подозрение о незаконной деятельности или неуплате налогов, то он обращается с заявлением в прокуратуру, и уже та проводит расследование. Да, если расследование ничего не выявило, то возмещение убытков предприятию за счет чиновника. А уж, если суд сочтет собранные доказательства вины неубедительными, то покрывать убытки предпринимателя будут уже все участники процесса со стороны государства.
Только изменив систему, можно эффективно снижать число чиновников. Иначе – бесполезно и пытаться.

Читайте также по теме