Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей вступает в противоречие с другими законодательными актами, считают эксперты. Они констатируют «имитацию» Радой выполнения минских соглашений, и не исключают, что с Минским форматом могут произойти изменения.
«Без особых скандалов»
Верховная Рада в ближайшее время рассмотрит вопрос продления действия Закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Соответствующий законопроект Президент Петр Порошенко внес в Верховную Раду как неотложный.
Политолог Андрей Золотарев считает, что Рада пролонгирует закон для имитации выполнения минских соглашений. «В итоге он станет очередным мертвым законом, который на практике выполняться не будет, как и Минские соглашения. Он будет принят для имитации выполнения минских соглашений», — сказал он.
Политолог напомнил, что спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер советует закон продлить. По словам Волкера, «очень важно, чтобы Украина продлила действие закона об особом порядке», чтобы не дать РФ возможности использовать это против Украины.
Напомним, что закон был принят в 2014 году, а 6 октября прошлого года Рада продлила его действие на год. А 20 сентября 2017 года в своем ежегодном послании Верховной Раде Президент Порошенко напомнил о том, как проходило продление закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» в октябре прошлого года.
По словам Президента, этот закон «выбил козырь из рук Путина», и новое непродление закона «было бы преступной ошибкой дать Московии шанс обвинить Украину в невыполнении соглашений и добиться послабления санкционного давления». Это заявление в послании Порошенко заставляет вспомнить, что в октябре прошлого года продлить закон об особом порядке самоуправления Донбасса отказались «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Радикальная партия Олега Ляшко» и «Самопомощь».
Политолог Кирилл Молчанов считает, что на этот раз закон продлят «без особых скандалов». «Рада продлит закон об особом статусе Донбасса, но на деле он не заработает, как не работал и до этого. Данный закон не несет никаких юридических последствий, но для галочки Украина будет фигурировать в Минске и нормандском формате, заявляя о том, что выполняет свою часть обязательств», — сказал он.
Эксперт напомнил, что в прошлом году, параллельно с продлением Закона об особом порядке самоуправления, Рада приняла в первом чтении Закон о реинтеграции Донбасса («Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», окончательно принят 18 января 2018 года). А он не привязан к Минским соглашениям и узаконивает применение армии.
В то же время Закон об особом порядке на Донбассе предусмотрен Минскими соглашениями.
В этих соглашениях прописана очередность шагов: сначала выборы на Донбассе, затем — особый порядок и децентрализация, затем — «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины». Это узаконено на международном уровне резолюцией Совета Безопасности ООН от 17 февраля 2015г.
«Языковое самоопределение», «народная милиция»
Закон об особом порядке самоуправления на Донбассе решили вынести на рассмотрение Рады вместе с новым языковым законопроектом, который призван способствовать развитию украинского языка, «как самобытного языка титульной нации».
А в «Законе об особом порядке» указывается, что государство гарантирует право языкового самоопределения каждого жителя в отдельных районах Донецкой и Луганской. Право «свободного пользования русским», гарантирует «изучение и поддержку русского и любого другого языка, их свободное развитие и равноправие» (ст. 4).
В ст. 3 «Закона об особом порядке» государство гарантирует недопущение уголовного преследования и наказания «участников событий на территории Донецкой и Луганской областей».
Следует напомнить, что вместе с «Законом об особом порядке» 16 сентября 2014 года Верховной Радой VII созыва закон об амнистии участников вооруженного противостояния. Раду тогда возглавлял нынешний секретарь СНБО Александр Турчинов. Он не подписал закон и не передал его Президенту, а заявил, что «не существует предпосылок» для амнистии. С тех пор закон подписан не был.
Кроме того, Законом предусматривается:
— Участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— Возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— Государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Соответствующая статья госбюджета должна быть «защищена», то есть не может сокращаться в случае сокращения расходов бюджета;
— Содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— Создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Участниками таких отрядов должны быть жители Донбасса;
— Полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
Конец Минским соглашениям
На 11 ноября 2018 года в самопровозглашенных Луганской Народной Республике (ЛНР) и Донецкой Народной Республике (ДНР) намечены так называемые выборы. Дело в том, что подписанты Минских соглашений Игорь Плотницкий и Александр Захарченко больше не руководят.
Плотницкий сложил полномочия главы ЛНР еще в ноябре прошлого года. А Захарченко был убит 31 августа взрывным устройством. Теперь в ЛНР и ДНР будут выбирать новых руководителей, а так же членов т.н. «Народных советов».
В Европейском Союзе заявили, что проведение самопровозглашенных выборов на территории частей Луганской и Донецкой областей Украины является прямым нарушением Минских договоренностей.
Спикер Европейской службы внешних связей Майя Косьянчич подчеркнула, что проведение выборов в ДНР и ЛНР «противоречит духу и букве Минских соглашений, в которых содержатся конкретные положения, касающиеся организации местных выборов в этом регионе».
Аналогичное заявление сделал экс-президент Леонид Кучма. Он заявил о своем выходе из переговорной группы в Минске, и эксперты полагают, что неспроста. Политолог Павел Рудяков полагает, что уход одной из ключевых фигур переговорного процесса связан с «недееспособностью формата» переговоров. «С данным форматом могут произойти изменения», — сказал он.