Андрей Кислов
17:00 12/12/2019

«Особый статус» Донбасса: кого хотят обмануть

Закон об особом порядке самоуправления Донбасса продлили формально, ради продолжения «нормандского» саммита, считают эксперты. Выполнять этот закон Киев по-прежнему не намерен — например, Донбассу обещаны нормы Кивалова-Колесниченко, которые не действуют почти два года.

«Это техническая вещь»

Верховная Рада продлила действия закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей до 31 декабря 2020 года.

За продление проголосовали 320 нардепов. Политолог Сергей Быков констатирует: «После Нормандской встречи не было сомнений, что особый статус продлят. Еще до возвращения Президента из Парижа стало понятно, что нового закона пока не будет – продлят старый. Это и случилось».

Напомним, что сначала Глава государства анонсировал принятие нового закона, а на «нормандском» саммите в Париже (Украина, Россия, Франция, Германия) вдруг заявил, что легче продлить старый. «Я объясню почему: это техническая вещь, нам легче сейчас продолжить этот закон и позже внести формулу Штайнмайера», — заявил Владимир Зеленский.

В коммюнике саммита, обнародованном на официальном сайте Офиса Президента даже закралась досадная ошибка. Там было написано, что стороны, дескать, сильно заинтересованы в Законе об особом порядке местного самоуправления (об особом статусе) отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Правда потом ошибку пришлось исправлять – в коммюнике не было слова «закон». А оппоненты указали, что согласно Минским соглашениям, этим законом дело не ограничится — правовые аспекты особого статуса регулируются так же законами об амнистии и проведении местных выборов, а также связаны с внесением изменений в Конституцию.

Проект коммюнике с упоминанием «особого статуса» был согласован еще в начале сентября. Тем не менее, Президент Владимир Зеленский уверял, что Закон об особом порядке местного самоуправления, продлен не будет. «Будет новый закон, который будет разрабатывать парламент в сотрудничестве и публичном обсуждены с обществом. В этом законе не будет перейдена ни одна красная линия. Поэтому не будет никакой капитуляции … Формула Штайнмайера должна быть имплементирована в новый закон об особом статусе, которого еще нет», — говорил он.

Правда потом выяснилось, что проект нового закона не разрабатывался, и даже рабочей группы по его разработке не было — об этом ненароком упомянул министр иностранных дел.

Следует напомнить, что Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (т.н. «закон об особом статусе») был принят в сентябре 2014 года и вступил в силу 18 октября 2014 года сроком на 3 года.  6 октября 2017 года Верховная Рада продлила его на год. А 4 октября 2018 года его продлили еще раз до 31 декабря 2019 года.

Закон этот не практике не реализуется, но само его существование делает возможным урегулирование по сценарию Минских соглашений. Закон должен заработать после местных выборов. Но в статье 10 этого закона прописаны условия, что выборы невозможны без: «вывода незаконных вооруженных формирований» и «гарантии свободного волеизъявления». Статью внесли в 2015 году.

Тем не менее, само существование закона «об особом статусе» вызывает недовольство. Президенту Порошенко приходилось обосновывать его продление тем, что оно необходимо «для сохранения санкций против РФ и создания условий для развертывания миротворческой операции ООН».  Сегодня о миссии ООН речь вообще не идет — ее невозможно организовать в обход Совбеза ООН, где у России имеется право вето.

«Должен выполнять то, что решили стороны»

Когда закон продляли в прошлом году, к тому времени уже утратил силу закон о языках Кивалова-Колесниченко, предусматривающий региональные языки. 28 февраля 2018 года закон «Об основах государственной языковой политики» авторства регионалов Сергея Кивалова и Вадима Колесниченко был признан неконституционным (из-за процедурных нарушений при его принятии в 2012 г.) и утратил силу. А Закон «об особом статусе» продляли через восемь месяцев после этого, но без каких-либо изменений.

Статья 4. закона «об особом статусе» имеет ссылку на несуществующие нормы. Она гласит, что государство гарантирует в соответствии с Законом Украины «Об основах государственной языковой политики» право языкового самоопределения каждого жителя в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Ссылаясь на закон Кивалова-Колесниченко государство гарантирует, «использование русского и других языков в устной и письменной форме» в сфере образования, в средствах массовой информации, в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в судопроизводстве, в экономической и социальной деятельности, при проведении культурных мероприятий и в других сферах общественной жизни.

Стоит напомнить, что в апреле этого года был принят (а 16 июля вступил в силу) новый языковой закон, который делает все вышеперечисленное невозможным. Тем не менее, никаких изменений в закон «об особом статусе» Донбасса не вносили. Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия внес законопроект в котором менялась только дата продления. Цифра «2019» менялась на «2020». За него и проголосовали.

Собирается ли новая власть выполнять этот закон? Президент Владимир Зеленский настаивает, что выборы на Донбассе невозможны до установления контроля над границей. Однако при этом он обещает внести в закон «Формулу Штайнмайера», которая именно это и предусматривает.

 «Формула Штайнмайера» названа по имени действующего президента Германии, в прошлом главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. По замыслу Штайнмайера, выборы на неподконтрольном Донбассе должны пройти до возвращения Киеву контроля над участком украинско-российской границы. Формула предписывает, что закон «об особом статусе» отдельных районов Луганской и Донецкой областей должен вступить в силу в день голосования на внеочередных местных выборах в 20:00 по местному времени, после закрытия участков, на временной основе.

На постоянной основе он начнет действовать после того, как Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ опубликует доклад, в котором подтвердит, что выборы прошли в соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ.

После этого на Донбассе должны начать действовать гарантии использования русского языка. Руководители прокуратуры и судов должны назначаться при участии органов местного самоуправления; Центральная власть должна способствовать трансграничному сотрудничеству с соседними регионами России.

Государство обязуется оказывать поддержку экономическому развитию районов, а в бюджете должны быть четко прописаны расходы на их содержание. Министерства должны заключать договоры с местными органами власти. А те смогут организовывать отряды «народной милиции», которые должны действовать по украинскому закону. Все это предусмотрено законом «об особом статусе».

Политолог Сергей Толстов считает, что закон продлили для того, чтобы состоялся новый раунд «нормандских» переговоров, намеченный на март 2020 года. «Зеленский участвует в нормандском формате и должен выполнять то, что решили стороны. Поскольку он обещал еще туда внести формулу Штайнмайера, но сейчас не успевает в нее внести поправки, то сделает это в следующем году перед саммитом в нормандском формате», — пояснил политолог.

Читайте также по теме