Накануне целый ряд украинских изданий распространил, казалось бы, странную с точки зрения логики информацию. Если верить авторам сообщений, официальный Киев предложил Европейскому Союзу свою «посильную помощь» в размещении на территории Украины беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Дескать, таким образом, команда Президента Петра Порошенко намерена продемонстрировать ЕС свою лояльность и желание принять самое активное участие в судьбе нелегалов, ищущих в стабильной и зажиточной Европе спасения от войн, голода и безработицы. По некоторым данным, Государственная миграционная служба (ГМСУ) даже приступила к оценке национальных возможностей по приему беженцев, а силами ведомства были проведены подготовительные мероприятия по оборудованию дополнительных контрольно-пропускных пунктов и строительства специальных лагерей для содержания нелегалов. Несмотря на то, что сама ГМСУ поспешила опровергнуть эти сообщения, и открыто назвала их «провокационными», многие зарубежные политики и эксперты не исключили возможности реализации в Украине подобного сценария.
Все-таки права поговорка, утверждающая, что нет дыма без огня. В своем недавнем выступлении канцлер Германии Ангела Меркель была вынуждена констатировать: с проблемами, вызванными наплывом нелегальных иммигрантов, Евросоюз в одиночку справиться не может. По ее словам, пребывание нелегалов в Европе ежедневно обходится Старому Свету в два миллиарда евро, и в дальнейшем эта цифра будет расти в геометрической прогрессии. Выход из сложившейся ситуации сама Меркель видит в «консолидации всех без исключения государств, способных, так или иначе, повлиять» на пресловутый иммигрантский поток. Иными словами – по возможности разместить нелегалов у себя. «Это могут быть и Россия и другие страны бывшего СССР, а также Соединенные Штаты, — отметила, в частности, лидер ФРГ. – В свою очередь, Объединенная Европа сделает все возможное, дабы этот процесс финансировать».
А вот это заявление уже вызвало некое брожение – и, прежде всего, на постсоветском пространстве. Первой на идею германского канцлера довольно оригинальным образом отреагировала Молдова. Тамошние власти не исключили возможности выделения так называемых квот на переселенцев, на данный момент оказавшихся в соседней Румынии. Правда, дать четкий ответ на вопрос, где именно будут размещены выходцы из Сирии, Ливии, Ирака и Йемена, официальный Кишинев пока не может. Затем наступила очередь для размышлений Киева. В ходе одного из телевизионных интервью министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, о том, что наша страна должна быть готовой проявить солидарность с Евросоюзом в вопросах помощи беженцам. А бывший вице-премьер по вопросам евроинтеграции Олег Рыбачук подчеркнул журналистам, что тот же Киев, провозгласивший своей целью скорейшую интеграцию в ЕС должен, не дожидаясь соответствующей просьбы, сам предложить Европе подобную помощь. Кстати, по словам Рыбачука, вопрос о ближневосточных и североафриканских мигрантах в контексте Украины может быть поднят уже в октябре-ноябре нынешнего года, когда к своей работе приступят европейские комиссии, проверяющие готовность украинской стороны к введению безвизового режима с Евросоюзом.
Впрочем, по словам скептиков, к активному сотрудничеству с ЕС в контексте беженцев украинские власти готовы лишь частично. «Сейчас Киеву необходимо сосредоточить все свое внимание на проблеме внутренних переселенцев, бывших жителей Донецкой и Луганской областей, — сказал в комментарии ГолосUA бельгийский правозащитник Клаус Хофф. – Быт десятков тысяч так называемых вынужденных мигрантов из Донбасса до сих пор не устроен, зачастую им не выплачивается пособие, а служба занятости не в состоянии предоставить им хорошо оплачиваемую работу. На этом фоне даже потенциальное намерение Украины взвалить на себя хотя бы часть проблем беженцев арабских выглядит как-то слишком театрально, если не кощунственно».
Наверное, именно на такую реакцию экспертов и рассчитывали авторы сообщений об «украинских спецлагерях для арабских нелегалов». «Данная информация являются очевидной провокацией, цель которой — дестабилизация миграционной ситуации в Украине. Украина еще в 2002 году присоединилась к Конвенции ООН о беженцах», — отмечено в тексте заявления ГМСУ. Но, как говорится, определенный привкус остался: сама идея об очередной «консолидации с Европой» (пусть даже в вопросе о пресловутых нелегалах) официальному Киеву явно понравилась. В этой связи можно лишь предположить, что уже в ближайшее время упомянутая «команда Петра Порошенко» сделает свой «осознанный выбор», и протянет Объединенной Европе руку помощи. Чем это обернется для Украины, пока не знает никто.