Недавно авторитетное банковское издание «Central Banking» признало Национальный банк Украины самым прозрачным центральным банком в мире по итогам 2018 года. «Прозрачность и диалог с клиентами играют важную роль в достижении наших целей», — комментировал награду председатель Нацбанка Яков Смолий. А в это же время очередной сотрудник НБУ засветился в очередном крупном скандале. На это раз речь идет о налаженной системе поборов с мелких украинских банков, которая, по мнению опрошенных нами экспертов, была создана руководителем проектов и программ Департамента банковского надзора НБУ Виталием ЛИЩУКОМ.
Недавний конфликт между силовиками, представляющими СБУ и НАБУ, привел к обнародованию ряда документов, которые с наибольшим интересом и злорадством были восприняты в банковском сообществе Украины. Одним из документов, который попал в СМИ, стал план по оперативной разработке сотрудника НБУ Виталия Лищука. В частности, его фамилия была указана в заявлении первого заместителя главы СБУ Павла Демчины на имя ГПУ, которое было обнародовано пресс-секретарем СБУ Еленой Гитлянской в Фейсбуке. В открытом доступе с ним можно ознакомиться в публикациях на «Обозревателе» и других новостных сайтах.
По информации из наших источников (которую в своем материале подтвердил, в частности, известный экономический журналист Александр Дубинский), руководитель проектов и программ Департамента банковского надзора НБУ Виталий Лищук – это легендарная личность в структуре НБУ. И человек, которого на рынке называют не иначе как «смотрящим» НБУ за мелкими украинскими банками.
Вот как его деятельность описывает Александр Дубинский: «Холодный ветер «очищения банковской системы» продолжает веять над банками третьей и четвертой групп…
Формально, постановление о признании банка «проблемным» действует 180 дней, за которые менеджменту банка нужно устранить недочеты, которые возникли в работе, по мнению Нацбанка. Однако на практике вводимый в банк куратор останавливает все платежи и расчеты, кроме бюджетных — и за короткое время доводит банк до фактического банкротства. Чтобы его избежать — знают «мелкие» — нужно искать контакта с неким Виталием Лищуком, начальником управления надзора за банками 3 и 4 групп. И помогать ему посильно, — а то ездит человек по декларации на Hyundai Tucson…»
Вот как на эту заметку откликнулись читатели: «Чисто коррупционные действия и способ наживы… Банковский надзор – инструмент коррупционного контроля. В убытках обычные граждане».
Но информация от банкиров оказалась более интересной: формально возглавляя надзор за мелкими банками, Лищук ставит их на абонплату в сумме 5-15 тысяч долларов ежемесячно. Об этом знает все банковское сообщество, но перед угрозой остановки платежей найти другой выход банки не могут. Учитывая, что сегодня в Украине действует около двух десятков мелких банков, из которых не менее половины вынуждены «сотрудничать» с Лищуком, его доход от этой схемы составляет не менее 100,000 долларов в месяц.
Теплое место в департаменте банковского надзора НБУ – далеко не первый случай, где Лищук смог проявить свои организационные таланты. На протяжении нескольких лет Лищук работал начальником управления рисков в VAB Банке и был директором департамента риск-менеджмента банка «Надра». По некоему совпадению оба банка находятся сегодня в состоянии ликвидации. По информации Фонда гарантирования вкладов физических лиц, практически все активы этих банков были выведены, но любой представитель банковских кругов вам скажет, что мимо человека, отвечающего за управление рисками, такие процессы не проходят.
Вот только несколько примеров злоупотреблений, в разное время обнародованных ФГВФЛ по одному из двух упомянутых банков – VAB Банку: «На основе поддельных документов имущество банка было неправомерно перерегистрировано на частную фирму», «Фирмы, подконтрольные экс-президенту банка, должны ему больше 2 миллиардов гривен» и т.д. Понятно, что все эти вопросы когда-то напрямую касались сферы ответственности риск-менеджера.
Имея столь бурное прошлое и не менее насыщенное настоящее, Виталию Лищуку, тем не менее, до недавнего времени удавалось избегать внимания со стороны украинских СМИ. Но всплывшие документы однозначно требуют внутреннего расследования и официального ответа со стороны Национального банка Украины. По мнению профильных экспертов, вопрос об увольнении и криминальной ответственности Лищука – это не просто тест на прозрачность НБУ, но и серьезная персональная проверка для его главы Якова Смолия. Особенно принимая во внимание, что последнему однозначно придется как-то реагировать на слухи о том, что в близком кругу Лищук неоднократно жаловался, что уже давно решил с главой НБУ все вопросы, но это обходится ему слишком дорого – в 20,000 долларов ежемесячно. Пока же руководство НБУ, скорее всего, так и не понимает до конца реального положения дел в мелких банках.
Впрочем, фактов и непроверенных пока слухов, собранных нами о деятельности Лищука, оказалось так много, что они заслуживают отдельной публикации. В следующей части расследования –интервью с бывшим подчиненным Виталия Лищука, который работал под его руководством в Нацбанке, факты об отношениях Лищука со своим начальством, а также – история о его специфических отношениях с законом, когда он чуть не лишился своей должности из-за открытого криминального производства. Поэтому – продолжение следует.