Если бы меня спросили, когда лучше посетить Украину, чтобы больше узнать о ее традициях, я бы, очевидно, ответила, что в январе, ведь его можно назвать самым насыщенным — едва ли не полмесяца праздников. Что ж, Новый год мы уже отпраздновали, на очереди — Рождество, Василия и Крещение. Но обо всем по порядку…
Коляда — традиция, которая зародилась еще в языческие времена
Скоро православные и греко-католики Украины отпразднуют Рождество Христово. Особым атрибутом этого праздника остаются колядки. Обычай колядования очень древний и зародился еще в дохристианские времена. Его возникновение связывают с днем зимнего солнцестояния, в который наши предки чествовали Солнце праздником Коляды или Коротуна. Считалось, что в этот день змей Коротун съедал Солнце, после чего богиня Коляда рождала новое солнце — маленького Божича. Язычники ходили по домам, чтобы сообщить людям о рождении нового Солнца и пели величальные песни о Солнце, Луне и звездах. Их и стали в дальнейшем называть колядками. И только с введением христианства в них появились библейские мотивы.
"Когда было принято христианство, то постепенно на слой языческих колядок накладывались христианские мотивы. Церковь старалась вытеснить языческую составляющую и заменить ее церковной. Были специальные авторы, которые переиначивали колядки. Часто распев оставался народным, а слова становились религиозно-христианского направления", — рассказывает доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела" Украинский этнологический центр "Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Т. Рыльского НАН Украины Александр Курочкин.
На святки, которые начинались на Рождество и продолжались до Крещения, было принято (и во многих регионах страны такая традиция живет и поныне) ходить с Козой и ряжеными, разыгрывать театрализованные представления, шуточные сценки и просто веселиться.
Как отмечает А. Курочкин, ранее в каждом селе была своя громада парней и громада девушек. И вот в громаде юношей выбирали "самого крутого" и веселого парня, с актерскими способностями, которому выпадала честь играть роль Козы. Вместе с Козой и другими ряжеными в постановках участвовал такой персонаж, как дед, который олицетворял предков.
От дома к дому ходили только парни. Как объясняет А. Курочкин, считалось, что именно мужская продуктивная сила в этот праздник играла важную роль. "В архаическом мышлении, и в природе оно так и есть, мужчина — оплодотворяющая сила, поэтому в начале этого периода — зимнего солнцестояния — дворы обходили именно мужчины", — рассказал этнолог.
Церкви традиции с масками и ряжеными не слишком нравились, потому в некоторой степени повторилась та же история, что и с колядками: "обход" с Козой она пыталась заменить вертепом. Он, по сути, тоже является народным театром, но уже с религиозным направлением.
Несмотря на то, что сейчас коляда проходит не с таким размахом, как раньше, традиция колядования все же сохраняется. Как правило, колядуют и ходят со звездой и колокольчиками детишки.
В зависимости от региона, колядовать идут либо на сам Сочельник (6 января), либо на Рождество (7 января). Раньше было принято, что хозяин обязательно должен угостить колядующих, которые посетили его дом. С течением времени традиции несколько изменились и теперь маленьких колядников, как правило, благодарят деньгами.
Ребята — колядуют, девушки — гадают
Считается, что, гадая именно во время cвяток (7-19 января), девушка может узнать, выйдет ли она в следующем году замуж, кто окажется ее суженым и будет ли она с ним счастлива.
Лучшими периодами для предсказания судьбы считают время накануне Рождества и Крещенский вечер.
Гадание с нитками /> Нужно отрезать нити одинаковой длины — каждой "гадалке" по одной. Затем их надо вместе поджечь от одной свечи. Девушка, у которой нитка догорит быстрее других, первой выйдет замуж.
"Снежные" гадания
В полночь нужно выйти на улицу и пройтись по выпавшему снегу. Если до рассвета никто не перейдет следы, жизнь в замужестве будет спокойной, если следы затопчут — жить с мужем в ссорах.
Гадание с сапожком
Девушки бросают сапог или что-то из своей обуви через порог, забор или ворота. По тому направлению, в которое указывает нос сапожка, определяют, откуда будет будущий муж. Считается, если сапожок упал носом к дому, то девушка не выйдет замуж еще год.
Гадание на суженого
На ночь перед сном нужно налить в стакан небольшое количество воды и растворить в ней соль, после чего выпить этот раствор и произнести: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, подай мне пить!" Во сне должен явиться будущий муж и дать вам воды.
Есть еще один "способ" увидеть своего суженого во сне. Перед сном в один из вечеров Святок под подушку надо положить расческу и сказать: «Суженый, ряженый, причеши мне волосы!» Во сне должен появиться суженый и зачесать ваши волосы.
Гадание с кольцом
"Девушки-гадалки" кладут свои кольца в сито. Сверху кольца засыпают крупой. После этого каждая девушка должна зачерпнуть горсть крупы. Если в горстке попалось кольцо, то скоро свадьба, если нет — сидеть в девках до следующего Рождества. Очень хорошим знаком считается, если девушка вытащила свою кольцо — это значит счастливый долгий брак.
Маланка и щедрование
Через неделю после Коляды отмечают Щедрый вечер (13 января) и Василия (14 января).
Традиционным для этого периода является праздник Маланки — обряд, который связывают с переходом от одного года к другому и который сопровождается переодеваниями в костюмы и маски. Сейчас Маланку отмечают накануне Старого нового года — в ночь с 13 января (день преподобной Мелании — отсюда и название Маланка) на 14 января (святого Василия). По старому стилю праздник отмечали как раз накануне нового года, то есть 31 декабря.
Все персонажи Маланки, которых еще называют ряженые, имели свою роль, которая что-то символизировала. «Отражение предков мы видим в карнавале Маланки в образах деда и бабы. Считалось также, что и животные, которые помогают людям, тоже могут участвовать в походах ряженых. Та же коза — символ плодородия (как поется: «Где коза ходит — там жито родит»), конь — помощник человека в сельском хозяйстве. То есть все эти образы были отражением мировоззрения тогдашнего человека», — рассказывает А. Курочкин.
Ближе к нашему времени к ряженым присоединились этнические персонажи — лях, еврей, татарин, то есть представители тех национальностей, которые жили на территории Украины или были ее соседями. Позже ряды персонажей-символов Маланки пополнить царь, господин и жандарм. Под влиянием христианства появились такие персонажи, как ведьма и поп. Сейчас на Маланки даже можно встретить политиков, причем не только отечественных. То есть традиция вбирает в себя и веяния времени.
Все гуляния сопровождались и сопровождаются сейчас специальными песнями — маланками. Ныне традиция популярна преимущественно на западе Украины. До сих пор Маланка ходит по Буковине (где, кстати, ежегодно проводят фестиваль маланок. — ред.) и Галичине. Также наша Маланка полюбилась диаспоре болгар в Одесской области.
Что касается праздника Василия, то с самого утра было принято ходить по домам и засевать. Причем выполнять эту миссию могли снова-таки только мальчики. Как рассказывает А. Курочкин, ранее землю обязательно засевал мужчина, это был символический акт между мужчиной-сеятелем и землей, поэтому традиция засевать на новый год (по старому стилю он приходился как раз на день, в который мы сейчас празднуем Василия. — ред .) была воплощением символического посева.