Правительство не стало тянуть с отчетом и дало возможность депутатам с общественностью ознакомиться с ним заранее. Такая дисциплинированность Арсения Яценюка говорит об одном – этот отчет ни на что не влияет и ничего не решает. Вопрос о сохранении кресла премьера будет рассматриваться совсем из других соображений и политических раскладов. ГолосUA взялся проанализировать правительственный документ и пришел к интересному выводу: реальные проблемы в экономике Арсению Яценюку безразличны, вины своей за очевидные провалы он не испытывает…
Много воды
Между публикацией отчета и его презентацией в стенах парламента по украинским меркам пройдет много времени – две недели. Уже сейчас набирает обороты скандал с отставкой министра экономики Айвараса Абромавичуса и его команды, что фактически не только парализует работу важного ведомства, но и влечет за собой серьезные политические последствия для самого Президента, прежде всего на международном уровне. Да и вчерашний обвал украинских суверенных бондов оптимизма украинской власти не добавляют. Спикер парламента Владимир Гройсман уже анонсировал в Украине серьезный политический кризис. Хотя казалось, куда уж хуже.
С первых строк правительственного отчета, Кабмин крутит свою главную заезженную пластинку, дескать, «во всем виновата война»: разрушения, потери производственных мощностей, обесценивание доходов граждан, паника в обществе. Все это, по мнению правительства, повлияло на катастрофическое падение ВВП и спад производства.
Например, исключительно из-за паники населения в апреле 2015 года цены выросли на 60,9%, зато по результатам 2015 года, этот рост составил 43,3%, что, по мнению Арсения Яценюка, — неплохой результат.
Далее, мудрый Арсений Петрович не углубляется в шокирующие показатели своего хозяйствования, а ограничивается оптимистическими надеждами на МВФ и крошечные позитивные изменения индексов Fitch та Moody’s.
Интересно, куда улетят эти индексы после отставки министра экономики Айвараса Абромавичуса и тотальной войны всех против всех в коалиции? МВФ, к слову, не спешит с очередным траншем.
Будем справедливы – военный конфликт, потеря российского рынка и падение мировых цен на сырье (например, железная руда подешевела на 40% в 2015 году) внесли ключевую лепту в экономическое падение Украины.
Но и сам Арсений Яценюк, а вернее его преступная бездеятельность, привели к потере самого дорого ресурса страны – времени. Терпение иностранных доноров, а главное народа, исчерпалось…
Много словесной мишуры посвящено в отчете бурной деятельности правительства на ниве международного сотрудничества, ратификаций соглашений, безвизовому режиму, неустанной законодательной работе. Основной вектор приложенных усилий — страны ЕС и НАТО.
Документ перегружен бюрократической казуистикой, наполнен мало о чем говорящими согласованиями, постановлениями и локальными достижениями.
Среди успехов правительства – упрощение регистрации бизнеса. Вот только не понятно — захочется ли бизнесу регистрироваться после принятия новой версии Налогового кодекса и усилившегося чиновничьего беспредела?
Больше половины инициированных правительством законопроектов пылятся в парламенте без какой-либо перспективы на результативное голосование. Во-первых, Верховная Рада с каждым днем теряет работоспособность, а во–вторых, само правительство не особо перетруждает себя продвижением реформаторских законопроектов.
Так первый беглец-реформатор из стен Минэкономики Саша Боровик уже рассказывал про лоббистские усилия своего шефа Айвараса Абромавичуса, который выходил перед Верховной Радой и говорил: «дорогие депутаты, примите этот важный закон», после чего разворачивался и уходил.
Не забыл записать себе в актив Арсений Петрович и реформы в сфере МВД.
В контексте «декоммунизации», удивительно было видеть откровенный плагиат в правительственной программе в виде названия раздела «Новая экономическая политика». Во-первых, название украдено у В. Ульянова, а, во-вторых, их даже близко не сравнить по экономической эффективности и результатам.
«Новая экономическая политика» в отчете Арсения Яценюка представляет собой жалкое зрелище. Никаких ключевых цифр и показателей. Сплошное фискальное давление нового налогового кодекса, преподносимое в качестве достижения, упование на зону свободной торговли с ЕС и торговых преференций со стороны США.
Проторговались
Торговля с ЕС пока для Украины не приносит ощутимых результатов. Как откровенно указывается в отчете, на 1 февраля 2016 года квоты на торговлю мясом птицы были полностью исчерпаны, сахара — на 66%. Квоту на продажу кукурузы наши экспортеры вообще исчерпали за одну неделю января.
В целом, объем экспорта украинских товаров в ЕС за 11 месяцев 2015 года составил $11,7 млрд., что на 26% меньше, чем за такой же период 2014 года.
Согласно отчету Кабмина, статус экспортера в ЕС получило 23 украинских предприятия, экспортирующих мед, кетчуп и соусы, дрожжи и печенье. Значит ли это, что наша страна уже окончательно закрепила за собой статус аграрного придатка и продукция нашего машиностроения Европе не нужна?
Торговля Украины с США не менее печальное зрелище. Так, по данным Кабмина, Украина 29 июля 2015 года получила возможность в рамках так называемой Генерализованной системы преференций экспортировать в США более 3500 товаров из Украины.
Но по данным Госстата Украины за январь-ноябрь в 2015 году мы продали в США продукции на $442 млн. А годом ранее в 2014 году, за тот же период на $584 млн. То есть, без соглашения с США мы продавали на 100 млн. больше, чем c соглашением?
В то же время общие потери от падения торговли с СНГ составил $3-4 млрд. Отчет об этом нескромно умалчивает.
Наш курс — феодализм
К слову, о долгосрочной тенденции. Доля АПК с 26,2 % украинского экспорта в прошлом году выросла до 40,5% . Кто-то в Кабмине видит в этом повод для гордости. На самом деле это тревожный сигнал.
Ни одно развитое государство не имеет в своей основе сельское хозяйство. Аграрных демократий не бывает – только феодальные деспотии.
При этом агробизнес по-украински это доминирование крупных агрохолдингов, а не частных и фермерских хозяйств. Современные агротехнологии не требуют такого избыточного сельского населения, как в Украине. На заводы работать тоже никто не пойдет – их в Украине почти не осталось.
Будем переучивать селян в «айтишников»? Но и последние предпочитают активно покидать Украину.
О долгосрочном тренде превращении Украины в сельскохозяйственный придаток свидетельствует длинный перечень инвестиционных проектов, приведенный в отчете – сплошные перевалочные пункты для продажи зерна, причалы, терминалы. Даже о переработке сельскохозяйственного сырья речи нет.
Пока весь мир переходит с экономичных люминесцентных ламп на светодиодные, Украина, согласно правительственному отчету, успешно борется с Киргизией на ниве продаж ламп накаливания. Хорошо, что не за киросиновые.
О чем молчит Кабмин
Вообще, представленный Арсением Яценюком документ можно смело назвать «отчетом умалчивания». Но мы готовы подставить премьеру плечо.
Кто, по-вашему, является основными донорами государственного бюджета Украины? АПК, металлургия, машиностроение? Нет! В первой шестерке 4 табачных компаний! В Украине экономические успехи государства прямо пропорциональны погубленному здоровью его граждан.
Среди первой сотни (!) налогоплательщиков к категории «машиностроение» относится только ПАО «Турбоатом». Остальное – табак, водка, сырье, банки, транспорт, химия. Сырье и продукция с низкой добавленной стоимостью. Комментарии излишни.
По данным правительственного отчета, государство получило в 2015 году от предприятий государственной собственности в виде прибыли и дивидендов всего $143 млн. Судя по таким мизерным показателям, коррупция на государственных предприятиях процветает, что и подтвердил министр экономики А. Абромавичюс в своей пламенной разоблачительной речи перед отставкой.
Правительственный отчет бойко рапортует о радужных перспективах внешних заимствований, но почемуe-то молчит о том, что госдолг Украины уже составил 80% ВВП и далее будет только увеличиваться .
Арсений Петрович рассказывает о дерегуляции и упрощении бизнеса, но ничего не говорит о решении вопроса с подключением предприятий к электросетям. Без доступа к электричеству ни одно производство в Украине никогда не заработает. Государственные энергокомпании с помощью бюрократических препятствий и космических цен препятствуют увеличению количества своих же клиентов! Очередной украинский абсурд.
Впрочем, о каком бизнесе и экономическом развитии может идти речь, если налоги наши бизнесмены платят наперед, а вопрос возврата НДС экспортерам превратился в риторический. Государство уже сегодня, по данным Сергея Саливона, директора департамента экономической политики Федерации работодателей Украины, задолжало бизнесу более 100 млрд. грн.
А вопрос ответственности чиновников? Когда они начнут отвечать по закону за свой беспредел с начисленными с потолка налогами и штрафами? Молчит отчет.
По большому счету, весь отчет правительства мог свестись к одному показателю — средней ставке кредитования. При учетной ставке НБУ в 22 % и кредитованию бизнеса под 30% можно сколько угодно говорить о налоговой реформе, дерегуляции, коррупции, но итог будет один – планомерное сворачивание экономической активности.
Главный итог деятельности правительства Арсения Яценюка каждый украинец видит ежедневно на вывесках обменных пунктов. Теневой оборот валюты в 2015 году, по разным оценкам, составил около $30 млрд. или почти половину ВВП страны за 2015 год.
Это говорит об одном – если бы завтра Кабмин всем своим составом провалился сквозь землю, страна бы этого не почувствовала и лишь вздохнула б с облегчением.
История, похожая на недавний российский скандал с налогообложением большегрузных фур, намечается и в Украине — Кабмин в отчете задекларировал введение платы за проезд для грузовых авто весом более 12 тонн. Каким образом эта система будет работать у нас, в отчете не сообщается. Кто он, украинский Роттенберг?
Ложка меда
Несмотря на провальную экономическую политику правительства, некоторые успехи все же были.
Среди них – успешное поступательное реформирование системы государственных закупок, упрощение бюрократической процедуры получения субсидий малообеспеченными гражданами, даже сам факт своевременной выплаты пенсий и социальных пособий можно поставить в плюс – ведь элементарно могли завалить. И, конечно, тактические успехи в дерегуляции бизнеса и уменьшении количества проверок. Попытки реформирования МВД тоже небольшой плюс.
Вместо послесловия
По опросу центра Разумкова, в конце 2015 года 48% украинцев считали, что реформ в стране в прошлом году не было, а 24% оценивали, что сделана была только их десятая часть. Иными словами, более 70% граждан уже указали Арсению Яценюку на дверь. В добрый путь, Арсений Петрович!