Андрей Кислов
16:00 06/10/2017

Отделение ГТС от «Нафтогаза»: Власть «выставила себя на продажу»

От украинской газотранспортной системы, по экспертному мнению, зависит успех или не успех «американской экспансии» на европейский газовый рынок. Дескать, самоуничтожение конкурента может стать платой за поддержку нынешней власти со стороны США

«Порошенко на продажу»

НАК «Нафтогаз Украины»  запустил процесс отделения газотранспортной системы (ГТС) и отделить ее намеревается до 1 декабря.  Для этого стартовала  реорганизация «Укртрансгаза»,   на базе которого будет создан «Оператор ГТС Украины».

 По сообщению пресс-службы НАК, в этом филиале «Укртрансгаза» будут сконцентрированы «все бизнес-процессы, активы и специалисты» по транспортировке газа.

 Напомним,  что выступая с ежегодным посланием к Верховной Раде 7 сентября, Президент Порошенко обрисовал дальнейшие шаги. Тогда глава государства   анонсировал «революционные» преобразования в организации транзита российского газа в Европу.  Дескать, стоит задача с помощью Евросоюза добиться изменения схемы, чтобы «российский газ европейцы покупали не на западной, а на восточной границе Украины». То есть, чтобы «качественные транзитные услуги»,  Украина оказывала не России, а ЕС.

Военный эксперт Олег Жданов (бывший офицер оперативного управления Генштаба) в этой связи полагает, что стратегическая цель – консервация нынешней конфигурации власти.

«Порошенко выставил себя на продажу — кто поддержит. Он сказал, что есть газотранспортная система Украины, от которой зависит успех или неуспех американской экспансии на рынок энергоносителей, и в комплекте идет Петр Алексеевич — вечный Президент Украины»- заявил он в  СМИ.

Эксперт предполагает, что  окружение Президента рассчитывает на поддержку западных партнеров в контексте приближающихся выборов. 

«Кто даст больше? И фактически участники тендера — это, с одной стороны, Германия и Россия, которые идут в спарринге, а с другой стороны — Соединенные Штаты»  — рассудил  Жданов.

Отметим, что очередные выборы должны состояться в 2019 году (весной – президентские, а осенью –парламентские).  В том же 2019 году заканчивается контракт на транспортировку газа, заключенный   с «Газпромом».

Для ЕС — рискованно

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич не сомневается, что цель реструктуризации — быстрее продать газотранспортную систему Украины.

Дескать, с точки зрения производства делить ГТС  неоправданно, а если ГТС хотят продать, то ,конечно, ее нужно быстрее отделить от «Нафтогаза».

 Эксперт отмечает, что сотрудники  «Укртрансгаза» против такого решения, а в правительстве, дескать,  не понимают, кто будет контролировать  новую структуру ( «Оператор ГТС Украины»- ред.)  после отделения транзитного бизнеса.  Кабмин в лице Гройсмана, якобы, уже  пытается получить контроль над этим субъектом. 

«Желание отделить ГТС от «Нафтогаза» в правительстве объясняют тем, что хотят привлечь для ее модернизации иностранных инвесторов. Но как оно будет по факту сказать сложно»- сказал Дмитрий Марунич.

Эксперт указал, что бытует мнение, что отделение ГТС  приведет к снижению надежности работы газотранспортной  системы и «повышению рисков для конечных потребителей не только внутри государства, но в странах ЕС».

Отметим, что в ЕС существуют долгосрочные контракты на поставку газа и все пункты  сдачи-приемки газа находятся на территории европейских стран — на границе со Словакией, на границе с Польшей  т. д. В случае реализации анонсированного Президентом переноса таких пунктов на восточную границу  Украины, переносится и ответственность за транзит.

К тому же строительство ГТС на территории Украины  прошло  в 60-70 годы. Строительство трансконтинентальных газопроводов «Союз», «Уренгой — Помары — Ужгород», и др. пришлось на  70-80  годы. Теперь капитальные инвестиции и текущие расходы на ремонт и обслуживание ПАО «Укртрансгаз» в первом полугодии 2017 составили 1, 191 млрд грн.  что в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2016 года.  При этом на транзите российского газа Украина зарабатывает ежегодно  около 2 млрд.  долл.

 Уничтожение ГТС — «ничего личного»

Профессор Военно-морского колледжа США Николас Гвоздев  считает, что 2019 год «очень важен». Дескать, после «революции Майдана»  Россия взялась за разработку и реализацию плана по отказу от украинского транзита.

 «Если Москва сдержит свое слово, в украинской экономике откроется такая дыра, которую не смогут залатать ни Европа, ни Соединенные Штаты», — написал  эксперт  в своей  статье для журнала  The National Interest.

 Среди прочего, эксперт отмечает, что когда Россия прекратит платить за транзит, «для Киева это станет настоящим потрясением».

« Государственная энергетическая компания Украины останется с огромной сетью трубопроводов, хранилищ и перекачивающих станций, и ей придется искать новых клиентов…Однако, иностранные компании не захотят вкладывать туда свои деньги, пока на востоке Украины не воцарится прочный мир»- констатирует он.

Но американский эксперт не указывает, что на европейский газовый рынок активно выходят США. В июне они перешли на регулярный режим поставок сжиженного газа в Северную Европу. Ожидается увеличение поставок  в Европу по мере ввода в эксплуатацию американских заводов по его производству.

Нужен ли США конкурент в лице украинской  ГТС – вопрос риторический.  Политолог Руслан Бортник напоминает, что посол США в Украине Мари Йованович заявила, что сотрудничество Украины с МВФ предполагает повышение цены газа в Украине.

«США сегодня пытается повысить цены на газ в Европе и Украине. Это нужно делать с той целью, чтобы сжиженный американский газ был конкурентоспособен. Сегодня  он на 15 — 20% дороже, чем российский. Соответственно, США пытаются, чтобы стоимость газа в Европе выросла любой ценой» — говорит он.

Читайте также по теме