Берлин – один из немногих городов мира со сложнейшей историей. Переживший три империи, монархов, диктаторов, свидетель и в своей массе граждан участник геноцида целого народа, город захваченный, разломленный пополам и все же в конечном счете – объединившийся в единое целое, объединивший целую страну. Сегодня Германия – одна их самых процветающих стран мира. А столица Берлин – это визитная карточка государства. Голос UA провел несколько дней в главном немецком городе, наполненном контрастов, где практически невозможно потеряться, но можно много чего приобрести.
Географичечкий комфорт
Берлин расположен крайне удачно. Это уже не восточноевропейский город, это вполне себе яркий представитель западной культуры, но, как вы понимаете, определенные архитектурные объекты восточного мира также представлены в этом пестром городе. Кто-то может подумать: Берлин, как же это далеко, я лучше поеду в Будапешт, Краков, Вену – это ближе. Не совсем так.
Есть масса способов добраться до Берлина. Самый экзотический – прямым автобусом из Киева, Львова, Харькова, Одессы и других городов. Стоить это удовольствие будет 600-2000 гривен в зависимости от автоперевозчика и акций на сайтах. Однако, уж поверьте, така поездка отбирает много нервов и главное – времени. Ехать вы будете не менее суток в сидячем положении в душном салоне. Но самое главное — вас ожидает ад на украинско-польской границе. В последний год автомобильные очереди на таможне продвигаются крайне медленно.
Второй вариант: доехать до Львова на поезде или автобусе, а оттуда уже добираться через Варшаву и Познань на Берлин или через Краков и Вроцлав. Оба пути приблизительно одинаковые по километражу.
Третий вариант: самый удобный на сегодняшний день, которым воспользовались и мы. Вы летите самолетом известной венгерской лоукост-компании из Киева в Вроцлав или Варшаву (стоит билет на одного в одну сторону – 800-2000 грн), а оттуда за очень умеренную плату на лоукост-автобусе PolskiBus – едете до Берлина. От Вроцлава до Берлина – всего 345 километров. Автобус по автобану едет 4,5 часа. От Варшавы до Берлина – 550 километров и автобус едет на час дольше. За 4 билета из Вроцлава в Берлин и назад мы заплатили 110 злотых (700 грн), то есть один билет нам обошелся в каких-то 180 гривен.
Четвертый вариант пока недоступен. Но вот-вот откроют лоукост-рейс Львов-Берлин, а известная ирландская лоукост-компания с октября запустит рейс Киев-Берлин.
Дороги в Германии действительно идеальны, поэтому в поездке вас не трясет и шума намного меньше, чем на отечественных трассах. Нам «посчастливилось» увидеть пробку на дорогах. Так вот вам особенность немецкого менталитета: в пробке машины не выстраиваются гармошкой, не смещаються в менее загруженные полосы, все водители едут очень медленно с большим запасом дистанции перед впереди едущим, и никто в это пространство не втискивается.
Транспорт – для людей
Общественный транспорт Берлина также очень комфортен — в первую очередь благодаря невероятному разветвлению. Так, частью городской транспортной сети являются линии, ведущие даже в соседние города, например, Потсдам. Станций – неимоверное количество, состав перемещается довольно быстро, поезда приезжают довольно часто. Самое главное: метро действует круглосуточно!!!!!
Важно знать, что основные виды местного рельсового транспорта – это: U-Bahn (собственно, метро, подземка), S-Bahn (что-то сродни городской электричке или наземному метро) и DB (собственно, железная дорога).
Также важно знать, что в Берлине – три транспортные зоны. А (сюда входит центральная часть города, но без круговой линии), В (остальная часть города до пригорода), С (пригород и некоторые соседние города). Билеты в основном продаются в зону/зоны A, BC, ABC. Стоимость билета в зависимости от зоны/зон, естественнно, разнится.
При покупке билетов в автомате в первый раз может вскружить голову, но важно знать несколько самых важных для туриста позиций.
-
Билет для проезда на ближайшие три станции – в зонах АB стоит 1,7 евро.
-
Билет на одну поездку (только в одном направлении, но с любым количеством пересадок на протяжении двух часов) в зонах АВ – 2,8 евро.
-
Билет на 4 поездки, каждая из которых продолжается не больше двух часов – для зон АВ – 9 евро.
-
Суточный билет для тех, кому нужно очень много поездок совершить на протяжении суток (примечательно, что во сколько бы вы не купили билет, действует он до 03:00 утра следующего дня) – для зон АВ – 7 евро, для зон АВС — 7,7 евро.
Очень важно: не пытайтесь судорожно рыскать в поиске автомата на самой станции – часто автоматы расположены на перроне, куда вы можете зайти без проблем, не так как у нас, но после покупки билета обязательно закомпостируйте его в маленьких компостерах, находящихся рядом с билетоматами.
Контролеры в берлинском метро, как наши в автобусах/троллейбусах — могут зайти на любой станции и испросить билетик. Мы за все время пребывания в Берлине ни разу не встретили контролеров, но нарушителям на глаза контролеров лучше не попадаться: не заплатить штраф вы не можете, а он настолько солиден, что готов испортить настроение даже очень богатому туристу.
Исходя из вышенаписанного, самый удобный вид билета – суточный. Зона АВ — если вы собираетесь гулять по центру Берлина, съездить в оперу, зоопарк, како-то отдаленный музей или в один из местных парков.
Зона АВС — в первую очередь, если вы собираетесь поехать в Потсдам, изобилующий архитектурными шедеврами. К слову, суточные билеты действуют также на все автобусные и трамвайные маршруты в тех тарифных зонах, на которые куплен билет.
В берлинском транспорте вы практически не можете запутаться, поскольку по несекольку раз вам встречаются указатели линий метро, станций. На висящих повсюду картах города и картах метро вы обязательно можете найти все необходимые маршруты и станции метро возле тех мест, где вам нужно выйти.
Интересный факт: вы нигде не найдете, как в других европейских городах, бесплатной карты города (платную можно купить практически, где угодно за 3-5 евро), однако повсюду бесплатно раздают карту городского транспорта. В Берлине настолько много станций общественного транспорта, что карту транспорта практически можно использовать как карту города.
Также в Берлине популярны экологические виды транспорта, особенно, велосипед. На удивление, для велосипедистов в городе меньше удобств, чем, скажем, в Копенгагене или Амстердаме. Возможно, это связано с архитектурными особенностями города. Однако, в некоторых районах строят даже "велосипедные магистрали", по которым по прямой и на хорошей скорости можно добираться практически до центра. Аренда велоспиеда туристу обойдеться недешево — 15-20 евро за сутки. Билет на все виды общественного транспорта — более чем в два раза дешевле. Так что велосипедный Берлин — это для истинных фанатиков этого вида транспорта.
О кулинарных изысках Берлина, дорогом ночлеге и об архитектурних памятниках мы поговорим в следующем материале.