Кабинет министров не утвердил газовые договоренности, достигнутые на переговорах в Берлине между Украиной, РФ и ЕС. По ним, для возобновления поставок газа, следует выплатить «Газпрому» более трех миллиардов долларов. По мнению экспертов, у правительства нет денег. Но дефолт (неспособность выполнить долговые обязательства) оно не признает, чтобы получать новые кредиты из-за рубежа. К тому же на носу выборы, а бесперебойные поставки газа на руку Президенту, и невыгодны Яценюку, который ранее срывал переговорный процесс.
«Нет никаких решений»
Украина пока не приняла решения о выплате газового долга. Об этом заявил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан, вернувшись с переговоров в Берлине между представителями ЕС, России и Украины.
Там была достигнута договоренность, что украинская сторона выплатит «Газпрому» 3,1 миллиардов долларов до конца года. После оплаты 2 миллиардов долларов до конца октября Россия обязуется поставить 5 миллиардов кубометров газа по 385 долларов за тысячу кубометров.
Соглашение успел высоко оценить президент США Барак Обама. «Этой зимой украинцы не замерзнут», — заявил он. Украинскому Кабмину оставалось лишь утвердить договоренность и до конца недели подписать соответствующий международный протокол.
Но теперь оказалось, что Юрий Продан не берется прогнозировать, будут ли подписаны договоренности, и когда продолжатся переговоры. «Нет решения, никаких решений относительно урегулирования контрактов на сегодняшний день пока нет», — заявил министр.
По экспертному мнению причин для такой позиции две: предстоящие парламентские выборы и отсутствие денег.
Дефолт становится реальностью
Напомним, с 16 июня российская сторона прекратила поставки газа в Украину из-за задолженности свыше $5 млрд за уже поставленный газ. Украинская сторона отказывается платить и требует установить «справедливую цену», а не ту, которую предусматривает контракт от 2009 года, заключенный правительством Юлии Тимошенко. Российская сторона предлагает стодолларовую скидку, от которой Украина отказывалась.
На переговорах в Берлине украинская сторона фактически согласилась на предложенные условия. Продан заявил, что Украина может использовать для оплаты средства, поступившие от Международного валютного фонда. Эти средства, якобы имеются на специальном счете.
Напомним, Международный валютный фонд перечислил Украине два транша своего кредита. В мае поступило 3,2 миллиарда долларов, а в начале сентября -1,4 миллиарда долларов (до конца года ожидается еще 2,7 миллиарда).
Но президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко уверен, что денег на газ нет.
«Правительство Яценюка оказалось перед выбором, либо объяснять куда ушли деньги, либо сорвать переговоры», — сказал эксперт.
Он напомнил, что 17 сентября министр финансов Александр Шлапак сообщил, что на счетах правительства находится примерно 2 млрд долларов и 9 млрд гривен.
«На конец августа государственный долг Украины достиг 69,5 миллиардов долларов. Совокупный внешний долг давно превышает 140 миллиардов. А золотовалютный резерв в начале сентября составил 15,8 миллиардов долларов, сократившись за месяц на 240 миллионов», — сказал Ищенко.
Отметим, что по официальным данным в золотовалютном резерве Украины хранятся 14,16 млрд долларов в валюте, и 1,67 млрд. долларов в золоте. Но эксперт уверен: «там давно нет ни золота, ни валюты – лишь гарантийные бумаги сомнительной ценности».
«Украина давно находится в состоянии дефолта. правительство не хочет этого признать официально. Но отказ платить по долговым обязательствам фактически является дефолтом», — заключил он.
Вопреки очевидному
Выступления в Совете внешних отношений США в Нью-Йорке премьер министр Арсений Яценюк в очередной раз заявил, что Украина не объявит дефолт. поскольку, по его словам, «имеет все ресурсы для выполнения своих обязательств».
«В декабре прошлого года Россия предоставила Украине кредит путем покупки ценных бумаг. Транш в 3 млрд долларов был потрачен в течение месяца. Это при том, что тогда в Украине не велись боевые действия, которые обходятся в миллион долларов ежедневно. Страна фактически живет в долг. А правительство не хочет признать дефолт, чтобы иметь возможность получать новые кредиты», — сказал Ищенко.
Напомним, министр финансов России Антон Силуанов сообщил о возможности требования досрочного погашения Украиной кредита. По расчетам Силуанова, госдолг Украины уже достиг 60% ВВП. И данный факт, по его словам, дает право требовать выплат.
«Статистику по ВВП мы получим по итогам за третий квартал где-то в ноябре и будем определяться. Но, по расчетам, с учетом девальвации гривны, уровень 60-процентного размера долга к ВВП пройден», – сказал российский министр.
Пока этот долг от Украины не потребовали, Арсений Яценюк заявляет, что Украина обладает ресурсами для выплаты российского кредита, а заодно пытается договорится о расширении кредита МВФ. Программа кредитования МВФ, по его словам, была рассчитана на мирное время, а теперь Украине денег нужно больше.
Тянут-потянут
Пока ноябрь не наступил, и от Украины не потребовали возврата кредита, выплату газового долга будут оттягивать.
«Договоренности о выплате заключались по директиве Президента Порошенко. А средствами на их реализацию оперирует правительство Яценюка. Накануне парламентских выборов Кабмин будет срывать эти договоренности.
Ведь Яценюк и бывший и.о. президента Александр Турчинов, которые возглавляют партию «Народный фронт» не заинтересованы в победе «Блока Петра Порошенко».
Президент будет выглядеть спасителем украинцев от холодной зимы. А условия, на которые Украина согласилась в ходе берлинских переговоров, Яценюк и Турчинов отвергли в мае. К ним могут возникнуть неудобные вопросы», — считает Ростислав Ищенко.
С ним согласен директор Института украинской политики Константин Бондаренко. «Яценюк и Турчинов не те люди, которые признают свои ошибки. Кабмин Яценюка будет тянуть время. Ведь сегодня ЕС фактически признал правоту России в газовом споре. Но у еврокомиссара Гюнтера Эттингера истекает срок полномочий.
В Кабмине надеются. что новый комиссар может оказаться сговорчивее. А если Яценюк к тому времени не будет премьер-министром, то ответственность за принятие решений ляжет на другого главу правительства», — заключил эксперт в комментарии Голос UA.