По состоянию на 12 августа 2016 года, в Киеве без горячей воды оставались около 3,5 тысяч потребителей. По информации «Киевэнерго», отключение горячего водоснабжения стало необходимостью, чтобы провести ремонт сетей. В то же время, на некоторых подъездах появились объявления, что горячую воду отключили из-за долгов. Корреспондент ГолосUA выяснял, почему киевлян вынуждают греть воду в тазиках, чайниках и кто будет нести ответственность за отсутствие или наличие горячей воды с осени?
Кто заплатит за горячую воду
В ходе опроса населения выяснилось, что жители Киева не были предупреждены об отключении горячей воды заранее. Так, обитатели соцгородка Конча-Заспы сообщили ГолосUA, что объявление об отключении увидели в тот же день, как из крана горячей воды вода идти перестала.
«Это было недели три назад, приблизительно третья декада июля. Помню, утром из крана горячая вода уже не шла, вышла на работу и увидела объявление: воду отключили за долги», — рассказала Анна, жительница Конча-Заспы.
По ее словам, о задолженности по отоплению и горячей воды в их доме она слышала и раньше.
«Даже списки с именами должников вывешивали. Меня и моих родственников там нет, мы же платим. Конечно, часть оплаты покрывает субсидия, но платим же», — уточнила женщина.
Она также добавила, что в начале августа, спустя неделю после отключения снова вывесили списки с именами должников.
«Моей семьи там нет, а фамилии – те же, что были зимой», — сказала она.
В объявлении не было сказано, когда горячее водоснабжение возобновится. Еще спустя пару дней рядом появилось объявление с подписью «администрация «Киевэнерго». Там говорилось: воду отключили в связи с ремонтом оборудования. Но дату возобновления горячего водоснабжения не указали.
Другая жительница Конча-Заспы, которая попросила не называть ее имени, рассказала ГолосUA, что в августе получила платежную квитанцию от «Киевэнерго», где за 4 куба горячей воды насчитали оплату 306 гривен вместо 160 грн за такой же объем в июне. Женщина сказала, что это странное совпадение: с июля горячая вода подорожала, но именно в июле горячую воду отключили. А теперь выставили счета, которые, как выяснилось, многие просто не оплатят, поскольку и так уже имеют крупную задолженность.
«У меня ощущение, что «Киевэнерго» прямо специально так подстроило: долги-то у населения были и раньше, а так они дождались, когда тарифы поднимутся, отключили воду и выставили новые, более дорогие счета. Они что, собираются за счет постоянных плательщиков погасить «хвосты» должников под видом повышения тарифов? У меня впечатление, что так оно и есть», — выразила она мнение.
Что стоит за отключением
По мнению правозащитника Александра Дядюка, к причинам массового отключения воды в Киеве этим летом возникает очень много вопросов. В частности, если речь идет об истинных причинах отключения.
«Я думаю, каждый год отключают в связи с ремонтом. Отключают за долги только, если целый дом не платит. В противном случае, то есть когда хоть одна квартира платит, такое отключение является незаконным. Ведь есть нормативы, технические ремонты. Кажется, для технических ремонтов могут отключить на 2 недели. Поэтому когда такое отключение, то это не считается нарушением прав потребителей. Правда, я считаю, в нашем случае летом 2016 года права людей нарушены, ведь если это не аварийное отключение, их должны были заранее предупредить об отключении, а не день в день», — сказал он.
При этом он напомнил, что ответственность за отключение горячей воды, даже если это и не было сделано по законной процедуре, в любом случае несет городская власть.
«Это они утверждают поставщика услуг, они несут за это ответственность», — сказал правозащитник.
И эту ответственность навряд ли можно снять с властей даже сейчас, когда часть тепловых сетей Дарницкого района столицы, находившихся в управлении ПАО «Киевэнерго», передана в управление коммунального предприятия КГГА «Киевтеплоэнерго».
При этом в «Киевэнерго» и утверждают, что в 2000-х годах столичная власть навязала передачу им в управление тепловых сетей и оборудования.
«В начале 2000-х годов было такое предприятие «Киевжилкомунэнерго», у которого были на балансе все распределительные внутриквартальные тепловые сети по теплоснабжению и горячему водоснабжению, это предприятие было коммунальным. По решению Киевсовета и тогдашнего мэра Омельченко эти сети были переданы в управление «Киевэнерго», причем без желания «Киевэнерго», эта же передача коснулась и мусоросжигательного завода «Энергия», — прокомментировал председатель наблюдательного совета «Киевэнерго» Иван Плачков.
А летом 2016 года, видимо, начался обратный процесс: часть теплосетей из управления «Киевэнерго» передали в управление коммунальщиков.
Это очень удобно для «Киевэнерго», которым теперь не придется тратиться на ремонт оборудования.
«Киевэнерго» несколько лет эксплуатировало теплосети громады, не вкладывая практически ни одной копейки. А теперь, когда эти сети изношены, они «с барского плеча» возвращают громаде. Я думаю, это «договорняк». Мол, нам эти теплосети триста лет не нужны», — выразил свое мнение ГолосUA Александр Дядюк.
По его словам, киевская власть и «Киевэнерго» несмотря на то, что имеют разные функции и цели, плотно сотрудничают. Власть создает видимость контроля над поставщиком услуг, а «Киевэнерго», отказываясь от управления частью теплосетей, как бы показывает, что не противоречит решениям чиновников. Но использует их действия против них самих и интересов граждан.
«Представители «Киевэнерго» жаловались журналистам насчет счетчиков. Заявили, что перестали их устанавливать, поскольку им заблокировали банковские счета (из-за штрафных санкций НАК «Нафтогаз Украины» Государственная исполнительная служба наложила арест на счета «Киевэнерго». Долг «Киевэнерго» за потребленный газ достиг 564,7 млн. грн – Ред.). Конечно, они выкрутились, это же бизнес. Сказали, что открыли счета в других банках. Зато теперь у них есть отговорка: они перестали ставить счетчики (внутридомовые счетчики на тепло) населению, потому что им заблокировали счета», — сообщил ГолосUA правозащитник Александр Дядюк.
В то же время, отказ от установки счетчиков позволяет устанавливать обобщенные счета для тех потребителей, которые могли бы экономить. Такое мнение высказал эксперт в сфере жилищно-коммунальных услуг Олег Голубенко.
«Киевэнерго» постоянно делает ремонты труб в одних и тех же местах, и списываются на это колоссальные деньги в процессе. И поэтому нам говорят, что тариф такой высокий, потому что трубы старые, и все сети требуют капитальных вложений и постоянного ремонта, и очень большие потери теплоносителя именно в этих коммуникациях», — сказал он.
А директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич считает, что в «Киевэнерго» могут допускать разные вольности по отношению к населению. Ведь даже если в КГГА решат избавиться от такого поставщика услуг, с юридической точки зрения это будет очень сложно сделать.
«Устранить «Киевэнерго» от управления теплосетями столицы невозможно, поскольку в таком случае город столкнется с многочисленными судебными исками, и вынужден будет искать новые системы управления теплосетями», — сказал ГолосUA эксперт.
В то же время, эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский высказал мнение, что в неполадках, мешающих «Киевэнерго» заинтересована крупная госкомпания или отдельные должностные лица НАК «Нафтогаз Украины».
«Во-первых, это возможность получить дополнительные средства для «Нафтогаза». Он никогда от этого не отказывается. Пеня, о которой идет речь, эти 500 млн (долг Киевэнерго за газ перед НАК), это есть ни что иное, как по сути дела вымогательство со стороны «Нафтогаза», потому что «Киевэнерго» не имеет права выставлять пеню своим потребителям при возникновении задолженности. «Киевэнерго» физически не может собрать дополнительные средства для того, чтобы покрыть штрафные санкции. А во-вторых, это возможность для передела собственности. Ведь мы же понимаем, что в коммунальной энергетике при сегодняшнем уровне тарифов гешефт в коррупционных схемах увеличился вдвое. Схемы-то никто не отменял. Поэтому, думаю, что борьба за передел сфер влияния и за возможность контролировать эти теневые потоки, в том числе, коснулась и «Киевэнерго», — заявил эксперт В. Землянский.
Таким образом, можно сделать вывод: отключение горячей воды – лишь видимая верхушка «коррупционного айсберга», очередной схемы бизнеса и власти по перераспределению влияния в энергетической сфере.