Димитрий Бабич
07:00 17/02/2016

Открытый вопрос: кто повлияет на исход войны в Сирии?

Словосочетание "ближневосточная проблема" самым непосредственным образом коснулось сразу трех стран, так или иначе претендующих на роль геополитического лидера в контексте арабского мира.

Накануне официальный Пентагон в лице руководителя оборонного ведомства США Эштона Картера фактически признал, что "превентивные удары" возглавляемой Вашингтоном антитеррористической коалиции в Сирийской Арабской Республике терпят фиаско. Это мнение поддержал премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, констатировавший неспособность Анкары ликвидировать базы боевиков экстремистской группировки "Исламское государство Ирака и Леванты" (ИГИЛ) на западе САР. И, наконец, образно выражаясь, масла в огонь сложившейся ситуации подлил министр обороны России Сергей Шойгу, отметивший, что "усилий Москвы по поддержке законно избранного президента Сирии Башара Асада явно не хватает". В этой связи целый ряд международных экспертов вынес Соединенным Штатам, ТР и РФ свой "приговор", обвинив их в неспособности погасить огонь гражданской войны на территории от Идлиба до Эс-Субайды. Аналитики предрекают появление на подмостках театра военных действий в САР нового персонажа. Персонажа, который заявит о себе как о принципиально новой силе, способной противостоять экстремистами.

Таковой силой, вне всякого сомнения, является Саудовская Аравия. Аргументируя целесообразность начала наземной операции саудитов в САР, король СА Салман аль-Сауд заявил буквально следующее: "Мы наведем порядок в Сирии, заставим Асада уйти в отставку и утрем нос тем, кто считает Эр-Рияд противником". Справедливости ради стоит отметить, что как раз Эр-Рияд противником никогда не считали ни Соединенные Штаты, ни Турция, ни тем более Россия. Скорее, наоборот: тот же Вашингтон называет СА своим форпостом в Северной Африке, Анкара рассчитывает на совместные с саудитами операции против курдских повстанцев, а Москва рассматривает аль-Сауда в качестве основной силы, удерживающей распространение анархии и беззакония в акватории Красного и Аравийского морей.

И всё-таки Эр-Рияд пойдет своим путем. Захватив стратегически важные регионы Сирии, ныне контролируемые ИГИЛ, саудиты наглядно продемонстрируют свою, если так можно выразиться, непоколебимость в борьбе с религиозными фанатиками и мракобесами. Вступив в противостояние с войсками Асада, они станут некими миротворцами, способными положить конец пятилетней гражданской войне в США. И, наконец, именно они докажут свою способность быть региональным лидером, заявив о своем праве влиять на общественно-политическую ситуацию в Йемене, Ливии, Судане и Сомали.

"На этом фоне роль антитеррористической коалиции США сводится к минимуму, — сказал в комментарии ГолосUA арабский политолог Хасан аль-Дами. — Саудиты намерены доказать, что справятся с "сирийским вопросом" без американского присутствия. Турки и россияне им не нужны, поскольку оказывают определенное влияние как на Асада, так и на оппозиционеров. А вот, овладев большей частью САР, саудиты в очередной раз противопоставят себя Ирану, стремительно начинающему политическую силу после снятия с него международных санкций. Не правда ли — привлекательная перспектива для Эр-Рияда?"

Правда. Как правда и то, что повлиять на исход пресловутой войны в Сирии планирует и сам Иран. По некоторым данным, Корпус стражей исламской революции (КСИР) — мощнейшее вооруженное формирование  ИРИ — уже закупило у России несколько ракетных комплексов, с которыми он планирует вступить в войну в Сирии на стороне Асада. Это может показаться невероятным, но в ближайшее время в сирийский конфликт могут вмешаться Алжир, Египет и Ливан. "Каждая из этих стран заинтересована в своем "миротворческой реноме", — отметил в комментарии ГолосUA французский военный обозреватель Жак Пезе. — В данный момент Сирия является идеальным плацдармом для воплощения подобных планов в жизнь. Таким образом, сказать с точностью, кто повлияет на исход войны в САР, невозможно".

Как бы там ни было, а на днях президент Сирии Башар Асад выступил с громкой речью, где указал, что Дамаск в состоянии собственными силами положить конец затянувшемуся кровопролитию. Дескать, иностранное вторжение лишь усугубит кризис. С другой стороны, сейчас армия САР без поддержки извне не выстоит: воевать на два фронта (против ИГИЛ и оппозиции) команда Асада не сможет.

На этом фоне вопрос об исходе войны в Сирии остается открытым.

Читайте также по теме