Тарас Корпан
08:11 31/10/2020

Отмена е-декларирования от КСУ: Зеленский реагирует срочно

27 октября Конституционный Суд (КСУ) признал неконституционными статью о декларировании недостоверной информации и отменил контрольные полномочия Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции (НАПК).

А уже 28 октября НАПК закрыло реестр электронных деклараций, заявив, что реестр не будет работать до тех пор, пока Верховная Рада не примет новый закон, который предоставит НАПК возможность открывать такую информацию.

Также стали поступать сообщения, что из-за решения КСУ не смогут вступить в должность победившие выборах кандидаты на пост мэров и глав территориальных общин. Дескать, проверки деклараций чиновников заблокированы, а это касается и местного самоуправления.

Однако в итоге работа НАПК была возобновлена через решение Кабинета Министров. Также по итогам экстренного заседания СНБО, посвященного решениям КСУ, был подготовлен президентский законопроект об отставке всего состава КСУ, хотя Основной закон не предполагает такой процедуры.  

Глава КСУ Александр Тупицкий усмотрел в проекте закона признаки «конституционного переворота».

Как бы то ни было, советник руководителя Офиса Президента Украины по коммуникациям Михаил Подоляк уверен, что депутаты должны проголосовать результативно за президентский законопроект относительно КСУ, поскольку иного выхода, как тотально перезагрузить КСУ, точно нет.

Менее шумно прошло решение КСУ от 28 августа, которое касалось признания неконституционности президентского указа от 16 апреля 2015 года о назначении Артема Сытника директором НАБУ.

Так, КСУ пришел к выводу, что в 2015 году президент Петр Порошенко превысил свои конституционные полномочия, назначив Артема Сытника на должность директора НАБУ. Таким образом, президентский указ 2015 года утратил силу. Решение КСУ является обязательным и окончательным, оно не может быть обжаловано.

После этого Окружной административного суд Киева (ОАСК) на основании решения КСУ постановил, что директор НАБУ Артем Сытник должен передать свои полномочия одному из своих заместителей.  26 октября ОАСК обязал Министерство юстиции удалить из Единого госреестра (ЕГР) сведения об Артеме Сытнике как о директоре НАБУ.

Однако, Министерство юстиции отказалось выполнять решение. «Ни правовых оснований, ни полномочий исключать информацию о Сытнике как директоре НАБУ из ЕГР нет, и он там останется», — заявил на своей странице в Facebook министр юстиции Денис Малюська.

В НАБУ в свою очередь заявили, что решение ОАСК «является ангажированным и абсурдным в правовом смысле», и поэтому Артем Сытник продолжит выполнять свои полномочия.

НАБУ и министр юстиции Малюська в унисон отказались исполнять судебное решение, констатирует адвокат Максим Могильницкий. 

«Кто-нибудь просто обязан растолковать Малюське и НАБУ, что судебные решения выносятся не просто так, но именем Украины. То есть от имени государства», — написал он в Facebook.

Адвокат задался вопросом: как НАБУ и Минюст должны были отреагировать на решения суда?

 «Те и другие обязаны исполнять вступившее в силу судебное решение. А ежели с чем не согласны, то добро пожаловать в суд – обжаловать в процессуальном порядке еще до вступления в законную силу», —  рассудил он.

Тут следует напомнить, что вертикаль антикоррупционных органов входят Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и Высший антикоррупционный суд (ВАКС).

В СМИ обнародовали письмо посла Украины при ЕС Николая Точицкого, в котором говорится, что решения Конституционного Суда Украины о деятельности антикоррупционных органов могут стать основанием для начала запуска Европейской Комиссией механизма временной приостановки действия безвизового режима.

В письме посла Украины при ЕС говорится, что под угрозой оказались: сохранение безвизового режима поездок граждан Украины в ЕС и сотрудничество с Международным валютным фондом, «что является предпосылкой получения Украиной макрофинансовой помощи ЕС в размере 1,2 млрд евро».

Напомним, что создание антикоррупционных органов было одним из требований западных партнеров, согласно плану визовой либерализации и обязательством украинской власти перед МВФ.  Теперь МВФ не предоставляет обещанные до конца этого года 1,4 млрд долларов, требуя независимости антикоррупционных органов от украинских властей.

Как известно, НАПК должно проверять декларации чиновников, НАБУ – расследовать коррупционные деяния, САП – выдвигать обвинение в суде, ВАКС — выносить приговор.

Однако высокопоставленных коррупционеров к ответственности до сих пор не привлекают, отмечает политический и экономический эксперт Всеволод Степанюк.

 «Потребляя миллиарды гривен в год, за несколько лет данные органы не посадили за решетку ни одного крупного коррупционера. Такой результат лишь подтверждает, что они были созданы для сбора информации и контроля Украины»- говорит Всеволод Степанюк.

Эксперт считает, что КСУ верно определил: процедура назначения в антикоррупционные органы являются по существу неконституционной, как и часть требований законодательства.

«В данном случае, возможно интересы судей совпали с интересами страны, и они наконец начали правило читать Конституцию», — подчеркнул Степанюк.

Блогер Вячеслав Чечило отметил, что когда после Майдана создавались антикоррупционные органы, они действительно пользовались довольно широкой поддержкой населения.

«Народ искренне верил, что назначенные из-за границы антикоррупционеры будут бороться тут с коррупций.  Однако теперь все уже прекрасно понимают, что ни о какой реальной борьбе с коррупцией речь не шла и не идет. Что все эти структуры – это всего лишь органы колониальной администрации, которые, к тому же, Украине приходится содержать за свой счет», — написал он в Facebook.

Читайте также по теме