Отмена печатей для предпринимательства интегрирует страну в цивилизованную практику современного документооборота. Однако это новшество одновременно создает окно для злоупотреблений ввиду украинских реалий.
В середине апреля Президент Петр Порошенко поставил подпись под законом, который отменяет обязательное наличие печатей на документах. Ранее, 23 марта, Верховная Рада не без проволочки приняла во втором чтении и в целом данную законодательную инициативу. В целом законопроект №4194 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами-предпринимателями» поддержали 226 народных депутатов, то есть столько, сколько составляет необходимый минимум голосов.
Данный закон, который официально вступит в силу 19 июля 2017 года, вносит изменения в Хозяйственный и Гражданский кодексы, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно принятым поправкам, отныне юридические лица или ФЛП освобождаются от ответственности в случае отсутствия печатей на документах при взаимодействии с государственными органами и субъектами хозяйственной деятельности.
Сам документ по закону будет иметь легальный статус без оттиска печати. Таким образом, нивелируется перспектива непризнания тех или иных типов бумаг, так как печать теряет силу обязательного реквизита документа.
Подлинность же документа может быть зафиксирована подписью уполномоченного лица. То есть, участие нотариуса в договорном процессе не нужно, если оно не предписывается законом.
Более того, согласно закону, вводится административная ответственность за вымогательство проставления печати. Стороне, которая предпринимает подобные действия, грозит финансовая санкция от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (850-1 700 гривен).
При этом юридические лица или ФЛП вправе продолжать использовать печати, но такие действия будут носить опциональный характер.
Юрист Андрей Вигиринский, комментируя новшество, назвал присутствие печатей на документах «архаизмом».
«Печать может быть не одна — их может быть несколько и их можно подделать. В ситуации, когда большинство документооборота переходит в электронный режим, и когда те же налоговые декларации, налоговая отчетность сдается и формируется преимущественно через электронный документ с помощью электронной цифровой подписи, печать как таковая остается таким себе условным архаизмом», — подчеркнул эксперт.
Юрист добавил, что определенный класс документов все же будет требовать печати, к примеру, это касается договоров отчуждения имущественных комплексов.
«Сама сделка должна проходить через решение наблюдательного совета, плюс отчуждение должно проходить через удостоверения нотариуса. То есть, есть дополнительные средства, которые обеспечивают безопасность и законность сделки. Нотариус должен проверить наличие запретов на отчуждение земельного участка, недвижимости в реестрах», — сказал он.
По мнению экономиста Всеволода Степанюка, новые правила мало что изменят в жизни малого и среднего бизнеса, для которого писался закон.
«Я не думаю, что отмена печатей как-либо поможет бизнесу или вызовет какие-либо проблемы. Во-первых, ее с 2011 года не нужно было регистрировать в органах МВД, а во-вторых изготовить ее не оставляло особого труда. Поэтому ее отмена подтверждает уже сложившееся статус-кво, в том плане, что она может как-либо защитить от подделки», — отметил он.
Добавим, что печать, как идентификатор оригинальности документа, в западном мире практические не используется. Подлинность бумаг устанавливается посредством электронной подписи или подписи физического лица. При этом печати и штампы компании применяют для внутреннего оборота, когда документы нужно охарактеризовать по определенным направлениям в рамках отдела или департамента.
Однако не все так просто, когда речь идет об Украине. Наличие в стране неэффективных антикоррупционных ведомств, несовершенной судебной системы, часто непрозрачной корпоративной отчетности и невысокой культуры ведения бизнеса открывают двери для злоупотреблений.
Таким образом, потенциально повышает риск рейдерства и неисполнения документов (это могут быть акты приема-передачи, различные договора, уставные бумаги и т.д.). И тут на помощь могут прийти нотариусы, однако это усложняет и повышает в цене документооборот.
«Это вредный закон, так как сейчас бизнесу придется идти к нотариусу, оформлять карту образцов подписи и отправлять ее каждому контрагенту. А если у предпринимателей несколько сотен контрагентов? Только представьте, сколько заработает на этом простой нотариус. Теперь жизнь предпринимателей только усложнится», — полагает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.