Гелена Микова
16:24 24/11/2009

Отмена земельного моратория – это «аргентинизация» Украины

Если парламентом не будет продлен мораторий на продажу сельскохозяйственных земель, то с 1 января 2010 года начнется бесконтрольная торговля землей. Об этом заявил кандидат в президенты от Блока левых и левоцентристских сил, лидер Компартии Петр Симоненко. По его словам, 11 млн. гектаров украинской земли уже находятся в распоряжении 3100 иностранных компаний. Учитывая, что власть набрала огромное количество долгов, которые явно не сможет вернуть, Украину без моратория ждет судьба Аргентины, где крестьяне должны платить иностранным компаниям даже за проход по своей собственной земле к своему же дому…

23 декабря 2008 года Верховная Рада продлила мораторий на продажу земли сельхозназначения до 1 января 2010 года. За принятие в целом Закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предотвращения негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса" тогда проголосовали 263 народных депутата. Главным образом, под напором фракции КПУ. 

Сейчас Верховная Рада парализована. А потому продлением моратория никто всерьез не озабочен. Это означает, что «под шумок выборов, все продадут, всю нашу землю. И тогда сертификаты о наличии земельного пая вы сможете повесить дома на гвоздь, как когда-то повесили промышленные ваучеры», — говорит Петр Симоненко. 

По его словам, главными покупателями и владельцами украинских земель станут банки. "Но это не украинские банки, а их заграничные собственники. Тигипко, например, свой банк продал шведам, Черновецкий — итальянцам, "Проминвестбанк" сегодня уже принадлежит России. И если на выборах Президента кардинально не изменить ситуацию, то земли у украинцев не будет", — заявил лидер коммунистов. />  

И в подтверждение своих слов привел угрожающие цифры. «В Украине официально действуют 3100 иностранных фирм, которые сегодня представляют интересы одиннадцати государств: девяти европейских и двух неевропейских— Канады и Соединенных Штатов Америки. В распоряжении этих 3100 иностранных фирм— 11 млн гектаров нашей пахотной земли (!). Это уже практически территория других государств", бъет тревогу Петр Симоненко.  С его словами трудно не согласится. Ведь по данным Госкомстата всего в Украине 60,3 млн га земель, в том числе 41,6 млн га сельскохозяйственных угодий, из них пахоты — 32,5 млн га. Получается, что при формально действующем моратории более трети пахотных земель уже неподконтрольны украинскому народу. Что же будет, когда мораторий закончится? 
 

Ответ на этот вопрос – в опыте Аргентины. Хотя наши страны находятся далеко друг от друга, у них много общего. Как и Украина, Аргентина подавала огромные надежды в плане своего экономического развития. У нее богатейшие земли, завидные природные ресурсы, климат, выгодное территориальное расположение. Правда, в отличие от Украины, Аргентина успела побывать в десятке самых богатых государств мира (туда, куда при нынешнем политическом устройстве нам не попасть никогда). Но было лишь это в начале ХХ века, когда страна шла по пути «мягкого социализма». Прошло почти полстолетия благополучной, сытой жизни, прежде, чем аргентинский народ узнал, что такое затяжная экономическая катастрофа и полная зависимость от транснациональных компаний на своей же родной земле.  
 

Все началось, с «дружеской помощи» США. Как пишут историки, в 1955 году в Аргентине произошел организованный реакционным генералитетом при поддержке ЦРУ государственный переворот. Начался "демонтаж" системы социальной защиты, так называемого «справедливого государства» Хуана Перрона (президента страны в 1946-1955 гг). И тут аналогии с Украиной прямые: Аргентина перешла к разнузданности «свободного либерализма», допустив ошибки, которые не исправило даже возвращение к власти Перрона в 1973-74 гг. 
 

Подобно нашей стране, в Аргентине отрабатывались неолиберальные реформы под руководством монетаристов так называемой "чикагской школы" (идейных братьев Пинзеника и Ющенко). Это привело к упадку, который в свою очередь бросил страну в «объятия» Международного валютного фонда. Уже через пару десятилетий, Фонд фактически стал править Аргентиной, буквально диктуя каждое слово «реформатору» Карлосу Менему в обмен на все более скудные кредитные подачки. Как неоднократно писалось в прессе, к началу 90-х годов Аргентина стала своеобразной витриной Международного валютного фонда. Она жила исключительно по рецептам, написанным для нее в Вашингтоне, исполняя все рекомендации с послушанием прилежного больного. Рецепты были предложены те же самые, что и Украине – приватизация госпредприятий, ослабленное госрегулирование, снятие заградительных барьеров для импорта, «зеленый свет» транснациональным компаниям. 
 

Таким путем страна пришла к знаменитому аргентинскому кризису. В один далеко не прекрасный момент МВФ заблокировал очередной обещанный «послушному больному» кредит в $1,3 млрд. Обратите внимание – это гораздо меньшая сумма, чем та, которую не дождалось правительство Юлии Тимошенко от МВФ в нынешнем ноябре. О том, что было во время этого кризиса, так же много писалось: и о сбежавшей на вертолетах власти, и о разгромленных банках, в которых погибли сбережения всех граждан страны, за исключением горсточки олигархов. Мало освещалось лишь, что было после того, как страсти улеглись. 
 

Все те же «добрые» американские консультанты, которые завлекли богатую Аргентину в монетаристский капкан дефолта, милостиво согласились принять плату по кредитам и процентам… землей. В счет своих колоссальных долгов Аргентина была вынуждена пойти на тотальную приватизацию земель сельхозназначения. Со специальной оговоркой – с предпочтением иностранному инвестору. Это означало, что те граждане страны и бизнесмены, которые хотели бы даже в условиях кризиса выкупить свои земли, не могли этого сделать из-за неравных условий состязания. 
 

В результате Аргентина осталась житницей мира, но жизнь ее населения, особенно сельского резко изменилась. Несколько транснациональных корпораций купили большую часть сельхозземель, монополизировали аграрный рынок, перекрыли для крестьян возможность продавать свою продукцию на базарах (то, что требует от Украины ВТО), лишили их заработка и средств к существованию, чтобы превратить в дешевую рабсилу. Как пишут исследователи, сочетание безработицы с низкими зарплатами и высокими ценами на продукты, установленными теми же транснациональными монополистами, постепенно привело к тому, что в стране фактически начался голод. Но и это не все. Дома разорившихся крестьян оказались на проданной земле. И люди вынуждены либо покидать родные стены, в которых прожило несколько поколений семьи, фактически превращаясь в беженцев, либо платить за проход к своему дому «арендную плату». 
 

Вся эта картина «аграрного апокалипсиса» на самом деле – ближайшее будущее для Украины. Колоссальными темпами наша страна теряет экономическую и политическую самостоятельность, превращаясь в заложника западного капитала. Растущие непомерно долги, как внешние (перед международными кредиторами и держателями евробондов), так и внутренние, типа пирамиды ОВГЗ (перед банками, среди которых немало украинских «дочек» иностранных банковских конгломератов), перекрываются новыми долгами. 
 

Возникает резонный вопрос: с чего это МВФ и другие ему подобные структуры так щедро отсыпают Украине денег да еще в преддверие президентских выборов и в условиях мировой рецессии? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости земельного права. 1 января 2010 года в Украине истекает мораторий на продажу земель сельхозназначения. И наступает момент, когда нашу страну уже можно заставить рассчитываться по своим долговым обязательствам землей. Именно этого с нетерпением ждут те самые транснациональные компании, которые превратили богатую Аргентину в экономические «объедки». Станут ли наши селяне чужими батраками на своей земле зависит от двух вещей – какую власть мы изберем и продлим ли мораторий на продажу земли.  
 

Компартия Украины и ее депутаты в парламенте последовательно настаивают на запрете продажи земель сельхозназначения. Этот вопрос неоднократно вносился ими в поветску дня, в том числе и текущей сессии. «Мы также категорически выступаем за запрет на продажу земли иностранцам и юридическим лицам с иностранным капиталом. Неужели недавний пример с Лозинским, который с подельниками безжалостно убил человека только за то, что он шел по захваченной им земле, ничему нас не учит? Неужели мы допустим, чтобы сельские мальчишки, вышедшие на берег речки поудить рыбу, стали жертвами очередных лозинских?" – говорит лидер КПУ и кандидат в президенты Петр Симоненко.

 

Читайте также по теме