Депутаты продлили срок работы над законопроектом об отмене собственного иммунитета. По экспертному мнению, это имитация деятельности, призванная затянуть процесс на время предвыборной борьбы. Ведь Конституционный суд одобрил изменения уже в четвертый раз. Но нардепы VIII cозыва, как и их предшественники, не спешат попасть под влияние правоохранительных органов.
«VIP-агитаторы»
Во вторник, 14 июля, Верховная Рада Украины приняла постановление «О дальнейшей работе над законопроектом о внесении изменений в Конституцию Украины относительно неприкосновенности народных депутатов Украины и судей». За него проголосовало 283 народных депутата.
Согласно постановлению, депутаты и Президент будут иметь право представить поправки к законопроекту до 15 августа. А комитеты Рады должны рассмотреть поправки до 25 августа и подготовить законопроект для голосования.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает, что отмену неприкосновенности стараются затянуть до местных выборов, которые должны пройти в последнее воскресенье октября по всей стране.
«Это фальсификация процесса, игра на публику, которой демонстрируют, что депутаты стремятся к отказу от привилегий. Но вместо отказа от неприкосновенности они имитируют бурную деятельность, сознательно оттягивая решение. Ведь нардепы являются VIP- агитаторами своих партий и принимают активное участие в выборах мэров и местных советов. Потерять неприкосновенность накануне голосования 25 октября они не хотят», — сказал он в комментарии Голос UA.
Закон замедленного действия
«От депутатов коалиции ожидают обещанной отмены иммунитета. Но без него парламент перестанет быть суверенным органом. Он попадет под влияние СБУ, ГПУ, МВД. А во время предвыборной кампании в зоне риска могут оказаться все: от «Укропа» до «Самопомочи» и «Батькивщины». Поэтому, парламентарии постараются закон «замять»- завалить поправками, отправить на повторное рассмотрение Конституционного Суда и т.д.», — считает Руслан Бортник.
Напомним, 5 февраля президентский законопроект об отмене неприкосновенности был принят в первом чтении. 19 июня Конституционный суд признал его конституционным. Но отметил, что привлечение судьи к ответственности за нарушение присяги является спорной нормой, не соответствующей международному законодательству.
Далее, согласно ст. 155 Конституции,законопроект должен быть принят на следующей очередной сессии Верховной Рады (стартует 1 сентября) не менее чем двумя третями от конституционного состава парламента — 300 голосов.
Процедура затягивания?
Ранее предполагалось, что все изменения будут внесены до 10 июля. А до окончания второй сессии 17 июля их отработают комитеты по вопросам регламента, бюджета, противодействия коррупции и евроинтеграции. Они должны были подготовить свои выводы и сравнительную таблицу для раздачи депутатам (согласно ст. 150 Регламента Верховной Рады).
Но 8 июля спикер Владимир Гройсман сообщил, что по решению Совета коалиции текущая сессия закрываться не будет, и парламентарии продолжат работу без летних каникул.
Бортник отмечает: «По Регламенту депутаты должны были внести правки в течение двух недель, а теперь они получили отсрочку, и постараются, чтобы закон не заработал до окончания местных выборов». Он отметил, что нардепы начнут избирательную кампанию своих партий под защитой иммунитета. Ведь местные выборы должны быть объявлены до 27 августа (не менее, чем за 60 дней до голосования), а избирательная кампания стартует 5 сентября (длится 50 дней).
Что изменится
Законопроект, над которым нардепы будут работать до августа, предусматривает внесение изменений в ст. 80 Конституции, из которой полностью исключается норма о неприкосновенности депутатов: «Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы».
В ст. 126 Конституции вносится правка, по которой судья не может быть задержан без согласия Высшего совета юстиции. Норма заменит действующий сейчас запрет на арест судей без согласия Верховной Рады.
В ст. 129 предлагается вписать норму о том, что «привлечение судей к юридической ответственности осуществляется на общих основаниях». К судье не может быть применена мера пресечения в виде содержания под стражей до вынесения обвинительного приговора судом. Как сообщил корреспондент Голос UA из зала заседаний, многие народные депутаты остались недовольны тем, что с судей полностью не сняли неприкосновенность.
Камни преткновения
Во время обсуждения постановления 14 июля звучали доводы, что согласно выводам Венецианской комиссии, институт депутатского иммунитета в полной мере соответствует мировым стандартам. Депутаты отмечали, что «в политической системе с уязвимой демократией, где распространена судебная коррупция, полная отмена неприкосновенности может быть опасна для парламентаризма».
Ранее политолог Сергей Белашко в комментарии Голос UA отметил:«Неприкосновенность была введена для того, чтобы защитить народных представителей и судей от любого политического, экономического, силового, административного давления. Чтобы не было так, что депутат с трибуны говорит о злоупотреблениях, а потом его за что-то арестовывают. Чтобы не случалось так, что судья выносит приговор, который не нравится одной из сторон, а завтра по очень простой процедуре лишают должности, а то и свободы».
А Руслан Бортник считает, что шансы на отмену депутатской неприкосновенности невелики, ведь она рассматривается в одном законопроекте с судейским иммунитетом. «Снятие судейской неприкосновенности однозначно не поддержит Европа. Это будет ослаблением судебной ветви власти, недопустимым в стране с неразвитой демократией, где и судьи и депутаты должны быть защищены законом», — сказал он, предположив, что судейскую неприкосновенность внесли в законопроект, «чтобы вообще ничего не снять».
Не впервой
Европейские институты неоднократно подчеркивали необходимость предоставления судьям функционального иммунитета. А депутатскую неприкосновенность в Украине пытались отменить неоднократно. Так, президент Леонид Кучма в 2000 году даже он вынес отмену неприкосновенности на всеукраинский референдум. За ограничение депутатской неприкосновенности высказались , 89% участников референдума. Однако Верховная Рада не внесла изменений в законодательство.
Затем, соответствующие законопроекты трижды получали положительное заключение Конституционного суда: 10 сентября 2008 года, 1 апреля 2010, 27 августа 2012 года. Но до принятия изменений в Конституцию тогда дело не дошло.