Андрей Кислов
06:00 26/06/2019

Отрекшегося Филарета оставили в ПЦУ ради Томоса: Обошлось без Зеленского

Исключить Филарета из ПЦУ означало бы отказаться от Томоса, и его оставили, отмечают эксперты. Но условия Томоса все равно не выполняются: Константинополь не обеспечил международного признания ПЦУ, а Президент Зеленский, якобы, не собирается передавать Константинополю имущество, которое обещал Порошенко.

«Однако потерял канонические права»

Православная церковь Украины (ПЦУ) лишила почетного патриарха Филарета прав епархиального архиерея.  Такое решение принял священный синод ПЦУ 24 июня. «Почетный патриарх Филарет остается в составе епископата Православной церкви Украины, однако потерял канонические права и обязанности, связанные с управлением епархией», — говорится в решении синода ПЦУ.

Такое решение было принято после того, как Филарет уже вышел из состава ПЦУ, объявив о восстановлении Киевского патриархата, главой которого он является. На поместном соборе, созванном Филаретом 20 июня, было объявлено, что Киевский патриархат является собственником всех денежных средств на счетах, а также управляет всеми ранее принадлежавшими ему храмами и монастырями.

После этого произошли события, о которых Киевский патриархат пожаловался министру внутренних дел Арсену Авакову. В частности: в Киевском патриархате  заявили, что сторонники ПЦУ рейдерски захватили помещение Свято-Феодосиевского монастыря Киева, который имеет статус ставропигии и напрямую подчиняется Филарету, а также выселили архимандрита Андрея (Маруцака), который принял участие в соборе 20 июня.  21 июня захвачено помещение Успенского храма на Пирогоще в Киеве, принадлежащего  Киевскому патриархату.

«Обращаемся к министру внутренних дел Украины Арсену Авакову с просьбой защитить права и свободы верующих УПЦ КП, дать правовую оценку противоправным действиям представителей ПЦУ, гарантировать невмешательство во внутреннюю жизнь УПЦ КП, исключить церковное рейдерство», — говорится в заявлении.

Отметим, что ранее глава ПЦУ Епифаний подтверждал, что Филарет после создания ПЦУ продолжал руководить Киевской епархией. «Епархия города Киева и приходы, которые подчинялись ему до 15 декабря, остаются в его составе. А именно из этих приходов, монастырей есть основные прибыли», — говорил предстоятель ПЦУ 24 мая.

Тем не менее, когда Филарет, как управляющий Киевской епархией ПЦУ, счел необходимым запретить в служении настоятеля Покровского храма Александра Трофимлюка (который является также ректором Богословской академии ПЦУ и правой рукой Епифания),  Епифаний издал указ, в котором перевел Покровский храм из подчинения Филарета в свое управление.

Такие действия в отношении чужой епархии недопустимы в любой православной церкви. Однако Епифаний сам носит титул «митрополит Киевский и вся Украины» в то время как Филарет на официальном сайте Киевского патриархата продолжает именоваться «Патриарх Киевский и вся Руси-Украины».

Нынешний синод ПЦУ издал заявление: «Никакие решения, распоряжения и другие документы, выданные от имени Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата или именем ее уставных органов после юридической регистрации Киевской Митрополии УПЦ (ПЦУ) 30 января 2019 года не имеют канонической и юридической силы, и является изначально недействительными и не подлежат исполнению».

Однако давно выяснилось, что Филарет во время создания ПЦУ не предоставил оригиналы документов для ликвидации  Киевского патриархата. «УПЦ КП зарегистрирована государственным органом и продолжает существование и деятельность», — объявили в Киевском патриархате по итогам собора 20 июня.

Варфоломей «остается с носом»

Православная церковь Украины (ПЦУ)  была создана 15 декабря 2018 года на объединительном соборе Киевского патриархата и УАПЦ. 6 января Константинопольский  патриарх Варфоломей передал главе ПЦУ  Епифанию  грамоту об автокефалии – Томос. Его получения добивался Президент Петр Порошенко при поддержке депутатов Верховной Рады.  В предвыборный период Порошенко и Епифаний совершали поездки по регионам, презентуя Томос .

После выхода Филарета из ПЦУ, Политолог Руслан Бизяев отмечал, что возобновление деятельности Киевского патриархата нивелирует юридическую составляющую Томоса.  Ведь он был предоставлен церкви, в которую вошел Киевский патриархат, а после его выхода та должна прекратить существование. «По каноническому праву, Томос должен быть немедленно отозван», — отмечал политолог.

На соборе 20 июня Филарет заявил:  «Порошенко нужен был любой Томос, потому что ему нужна была поддержка на выборах».  Тем не менее, Филарет и не добивался отзыва Томоса у ПЦУ, а лишь хотел отделиться от этой церкви. По окончании собора он подчеркнул: «В Украине сейчас три православные церкви: УПЦ Московского патриархата, ПЦУ, зависимая от Константинополя, и единственная независимая церковь — Киевский патриархат».

Подоплекой конфликта с руководством ПЦУ, по его собственным словам, был, в частности, вопрос финансов. Дескать, глава ПЦУ Епифаний пытался ликвидировать  Киевский патриархат, и главная причина – якобы желание завладеть финансовыми средствами патриархии.

Филарет заявил, что «в Киевской патриархии есть средства на свое существование. И Епифаний хочет завладеть этими средствами».  Он рассказал, что для реализации этого желания «Епифаний нашел юристов, изучали вопрос, можно ли средства патриархии перевести на него. Юристы изучили и сказали, что пока не будет подписи патриарха, это сделать невозможно».

 В ПЦУ заявляют, что у Филарета, дескать,  «необратимые возрастные изменения». «Это необратимые возрастные изменения. Патриарх настолько привык к определенному течению событий, настолько привык к своей исключительной ответственности за то, что происходит с церковью, как человек такого уже почтенного старшего возраста, ему уже 91 год, он не воспринял новую реальность», — заявляет заместитель главы управления внешних церковных связей ПЦУ Евстратий Зоря.

Однако в СМИ появились сообщения о том, что Константинопольский патриарх начал требовать подтверждения о готовности передать ставропигии, обещанные Петром Порошенко. Ведь 3 ноября Петр Порошенко подписал договор с Константинопольским патриархом.  В обмен на Томос Порошенко обязался передать патриарху Варфоломею «здания, помещения и другую собственность» в Украине. Текст договора был обнародован только в марте.

В соглашении говорится, что Украина обязуется обеспечить работу представительства Вселенского патриархата (миссии Ставропигии Вселенского патриархата в Украине), передать ему здания и помещения, необходимые для работы ставропигии, а также обеспечить представительству визовую поддержку.  Список недвижимости обнародован не был (Вселенскому патриархату была передана только Андреевская церковь). 

По данным СМИ в список вошли Киево-братский Богоявленский монастырь (УПЦ КП), Манявский скит (УПЦ КП) и другие храмы. Якобы, встреча Епифания с Президентом Зеленским не привела к передаче храмов, и Епифаний в одном из интервью признал, что «государство не будет вмешиваться во внутренние дела церкви». О том же заявлял и Филарет.

Теперь Филарет подчеркивает, что Константинополь не выполнил свою часть договора, не обеспечив международное признание ПЦУ. «Не называйте ПЦУ канонической Церковью, не утверждайте неправду. Она не признана другими Церквями канонической, а признана только одним Вселенским патриархом», — подчеркивает он. А  Томос, по словам Филарета, не предоставил автокефалию (самоуправление) ПЦУ, а сделал эту церковь зависимой от Константинополя.

Политолог Андрей Золотарев констатирует: «После того как ПЦУ утратило политическую крышу в лице Президента Порошенко, у нее начались сложные времена. Для Киевского патриархата ничего не изменилось. Его, как и не признавали другие православные церкви, так и не признают. С точки зрения закона и права Киевский патриархат существует. А это значит, что печать, счета и церковное имущество остается у Филарета. В свою очередь Варфоломей «остается с носом».

Читайте также по теме