Похоже, финансовая паника среди населения продолжает нарастать. Недоверие к банковской системе, выраженное непрекращающимся оттоком депозитов, растет параллельно негативным ожиданиям динамики курса гривны, которая бьет мировые рекорды по девальвации.
Угнетающая тенденция в банковом секторе, характеризующаяся постоянным выводом с рынка все новых и новых операторов и административными барьерами, заставляет вкладчиков снимать всеми возможным путями собственные сбережения и конвертировать их в евро или доллары, что, естественно, увеличивает спрос на иностранную валюту и приводит к дальнейшему ослабеванию гривны.
По различным оценкам, сегодня на руках у населения сосредоточено от 68 до 100 млрд долларов.
По официальной данным Национального банка Украины (НБУ), в январе отток гривневых депозитов состоялся на уровне 4,6 млрд , а долларовых — 0,544 млрд (около 4%).
«С начала года отток составил уже 17,2 млрд гривен. Национальный банк на выплату таких гарантированных депозитов потратил 4,7 млрд гривен. На остальное банки потратили свою собственную ликвидность», — сказал председатель НБУ Валерия Гонтарева 27 февраля, добавив, что по итогам 2014 года, отток составил 135 млрд гривен.
Согласно информации регулятора, в 2014 году общий объем депозитов в украинских банках снизился на 13,7% до 364,5 млрд в национальной валюте и на 37,2% до 19,4 млрд в иностранной валюте.
Немного иные цифры приводит заместитель председателя правления «Ощадбанка» Антон Тютюн.
«Оттоки почти у всех продолжаются. Да, ситуация на востоке. Да, слухи о национализации депозитов. Да, рост курса…. Да, банкротства банков… Как итог, нет доверия. А нет доверия — нет депозитов. Считаю, что у нас выход один: отмена ограничений! Ну какой идиот достанет деньги из-под подушки или из сейфа и понесет в банк, когда их нельзя забрать обратно?! Кроме того, приведу один факт — за 2014 год из банковской системы ушло 23% гривневых вкладов и 40% депозитов в инвалюте. То есть, дополнительные барьеры (а ограничения на валютные счета в 10 раз жестче, чем на счета в гривне) вызывают нормальное желание их преодолеть», — пишет он на своей странице в Facebook.
В свою очередь президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что если бы сегодня отсутствовали административные ограничения на снятие вкладов, веденные НБУ еще в 2014 году, то отток имел бы более высокую интенсивность.
Проблему усугубляет вступивший 1 января налог на проценты по депозитным счетам (20%) и временный военный сбор (1,5%). То есть на данный момент с граждан взимаются 21,5% от их пассивных доходов, что, фактически, блокирует частную инициативу, принуждая потенциальных вкладчиков держать деньги «под матрасом».
Маховик финансовой дестабилизации также приводят в движение планирующие покинуть украинский рынок зарубежные компании и банки с иностранным капиталом, которые сегодня, как и население, переводят гривневые активы в долларовые для последующего вывода средств за пределы Украины. Это происходит ввиду очевидных для бизнеса рисков, а именно: военного конфликта на Добассе, снижения деловой активности, негативной макроэкономической ситуации и проч.
Что касается работы банковского сектора, то перспективы тут неутешительные.
Так, в 2015 году, под разным оценкам, от 20 до 50 банков будут признаны неплатежеспособными. Это означает, что многих простых клиентов ожидает мучительный процесс возврата средств через Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ).
Напомним, с начала текущего года в 9 банках была введена временная администрация, включая системный «Надра». По результатам 2014 года, под юрисдикцию ФГВФЛ попали 34 банка.
Вместе с тем в 2014 году НБУ предоставил банковской системе кредитов на сумму 222 млрд гривен но, как показывает нынешняя ситуация, это крупное вливание не имело санационного эффекта.
«Могу сказать, по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность (по кредитам рефинасирования НБУ – прим. ред.) составила 109 млрд гривен, сейчас это — 110 млрд гривен», — заявила В. Гонтарева.
Следует подчеркнуть, что такую цифру главным образом сгенерировали банки, приобретшие в итоге статус неплатежеспособных. Только лопнувший «VAB» получил от НБУ 5,535 млрд гривен, а, к примеру, находящийся в стадии ликвидации «Брокбизнесбанк» 2 млрд гривен.
В целом 16 банков, получавшие краткосрочные ссуды регулятора в прошлом году, были впоследствии выведены с рынка.
Отметим, что рефинансирование, кроме компенсации оттока депозитов, также шло на валютный рынок: операторы чаще всего скупали доллары для последующих спекулятивных сделок, заставляя гривну пребывать под серьезным девальвационным давлением.