Накануне руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) выступило с поистине сенсационным заявлением, которое повергло в недоумение мировую общественность и, в первую очередь, США и ЕС. Согласно официальной информации, Тегеран оставил за собой право прекратить сотрудничество с Западом с сфере сокращения объемов обогащения урана и отказать инспекторам МАГАТЭ в проверке иранских ядерных объектов. Причиной такого шага стало невыполнение Вашингтоном и Брюсселем своих обещаний по частичному снятию политических и экономических санкций против ИРИ в обмен на принципиальный отказ последней разрабатывать оружие массового поражения. По словам президента Ирана Хасана Роухани, западные государства «цинично обманули» Тегеран, не предприняв ровным счетом ничего для ликвидации эмбарго, ежегодно наносящих его стране миллиардный ущерб. Международные эксперты с ужасом прогнозируют полный крах всех усилий ООН по созданию в регионе Персидского залива безъядерной зоны.
Впрочем, эти опасения вполне могут оказаться преждевременными. Если так можно выразиться, слова Роухани должны стать для тех же Вашингтона и Брюсселя неким руководством к действию. И вправду – с момента подписания 14 июля исторического документа о приостановке Ираном разработок ядерной сфере, Запад не снял ни единого запрета на импорт иранской продукции, свободное судоходство для торгового флота ИРИ в Красном и Аравийском морях, и, наконец, иностранные капиталовложения в экономику Тегерана. Представители американского Белого Дома на все ноты протеста довольно пространно замечают, что не видят рвения Ирана в контактах с МАГАТЭ. «Первые санкции будут сняты лишь после того, как мы увидим реальные результаты иранских контактов с сотрудниками Международного агентства по ядерной энергии», — подчеркнул Госсекретарь США Джон Керри. И как-то, то ли злорадно, то ли саркастично добавил: «Пока же Тегеран не хочет сделать новый шаг на пути к своему процветанию».
Ну почему же сразу – не хочет? Уже в августе этого года, спустя каких-то две недели после подписания так называемого «антиядерного договора», ИРИ отрапортовала о замораживании работы двух центрифуг в исследовательском центре в Деште-Кевире и Хормозгане, а также временном прекращении строительства третьего энергоблока атомной электростанции в Бушере. Кроме того, Иран в свое время предоставил всю необходимую документацию, подтверждающую отсутствие на военных складах в стране боеголовок ядерного типа.
Складывается вполне объяснимое впечатление, что причина нерадивости Запада в выполнении собственной части обязательств кроется в чем-то ином. На днях Вашингтон с официальным визитом посетил король Саудовской Аравии Салман. В ходе встречи с американским президентом Бараком Обамой он призвал США «не торопиться с признанием мирных инициатив Ирана». Дескать, снятие с ИРИ западных эмбарго приведет сначала к экономическому, а затем – и к военному укреплению Ирана. «Арабский мир не может допустить милитаризации Персидского залива», — заявил Саудовский король. И его можно понять. Эр-Рияд, как главный геополитический оппонент и в своем роде конкурент Тегерана, не желает допускать развития у своих границ государства, влияние которого растет в геометрической прогрессии. Образно выражаясь, масла в огонь подливает и Израиль. Он предостерег Соединенные Штаты , как своего главного союзника, от «роковой ошибки» в виде ликвидации пресловутых эмбарго. «Иран будет тайно создавать оружие массового поражения за спинами разного рода переговорщиков», — заметил израильский премьер Биньямин Нетаньягу. На этом фоне США и Евросоюз заняли выжидательную позицию.
«Исламская Республика Иран приложит все усилия для того, чтобы Запад общался с нами на равных, — заявил в комментарии ГолосUAисточник в иранском внешнеполитическом ведомстве. – Невыполнение Америкой и Европой своих обязательств по упомянутому договору повлечет за собой ответные действия Ирана. Сейчас главная задача всех прогрессивных сил – сохранить сам дух многосторонних переговоров и контактов».
А что же произойдет, если этот самый «дух» так и не удастся сохранить. Целый ряд аналитиков в один голос утверждают, что в этом случае речь пойдет об усилении санкций против ИРИ. «Можно лишь предположить об усилении изоляции Ирана и продолжении разработок Тегераном ОМП, — отметил ГолосUAамериканский политик Роберт Коннолли. – Таким образом, договор о свертывании иранской ядерной программы, к подписанию которого стороны шли целых девять лет, окончательно окажется под угрозой».
Как бы там ни было, надежда на то, что стороны продолжат сотрудничество в рамках подписанного документа, все-таки есть. Инспекция МАГАТЭ на ядерные объекты ИРИ запланирована на середину сентября. Тогда же американский Конгресс рассмотрит возможность увеличения экспортно-импортных квот на иранскую нефть. Каковыми будут ответные шаги Тегерана в этом контексте, мир узнает в ближайшее время.