Ответственность чиновников перед бизнесом: первый шаг или профанация идеи?

Среди множества разнообразных законодательных актов, принятых украинским парламентом в последнее время несколько неожиданно оказался законопроект № 3216-1 «О внесении изменений относительно ответственности должностных и служебных лиц органов государственного надзора (контроля)», поданный в Верховную Раду еще 19 сентября прошлого года группой народных депутатов. 13 мая этого года он был принят в первом чтении не смотря на однозначный вывод Главного научно-экспертного управления, гласящий: «по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект целесообразно отклонить». Заключение же Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией было таким же лаконичным: «В проекте акта не выявлено коррупционных факторов — проект акта соответствует требованиям антикоррупционного законодательства».
Чем же так интересен данный законопроект? А тем, что он предлагал изменить статью 9 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля ) в сфере хозяйственной деятельности» таким образом, чтобы ответственность должностных и служебных лиц органа государственного надзора (контроля) перед бизнесом выражалась в материальной форме. Причем вред, причиненный физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездеятельностью чиновников, должна возмещаться за счет средств государственного бюджета, а чиновники – выплачивать в бюджет в порядке регресса то, что он отдал в счет компенсации последствий их действий.
Теоретически, ответственность должностных лиц и возможные компенсации предусмотрена Гражданским кодексом Украины. Так в статье 1174 закреплено, что ущерб возмещается государством независимо от вины лица, а согласно статье 1191 ГК Украины государство, возместив вред, причиненный должностным, служебным лицом в результате незаконно принятых решений, действий или бездействия, имеет право обратного требования к виновному лицу в размере выплаченного возмещения (кроме возмещения выплат, связанных с трудовыми отношениями и возмещением морального вреда). Кроме того относительно порядка возмещение и регресса есть упоминание и в Законе Украине «О госслужбе».
На практике же, основной вред бизнесу наносят не незаконные решения или бездеятельность чиновников, а абсолютно законные проверки и требования к бизнесу, в результате которых предприятие может потерять миллионы гривен из-за вынужденного простоя или обслуживания чиновников, вместо ведения хозяйственной деятельности. Отечественное законодательство позволяет настолько широко использовать совершенно законные методы и инструменты различных разрешительных процедур и никому, кроме чиновников, не нужных процедур лицензионных. Именно эта деятельность и наносит многомиллиардные убытки как субъектов хозяйственной деятельности, так и потребителей их продукции – обычных граждан.
До сих пор в Украине не предусмотрена ни малейшая степень коллективной и персональной ответственности лицензирующих, сертифицирующих или контролирующих органов за вред, который нанесен потребителям ими же сертифицированной или лицензированной продукцией. Если что, то отвечать будет продавец или производитель, но… не чиновник. Точно так же, за парализацию работы предприятия очередной и плановой налоговой или иной проверкой – тоже никто ответственности не понесет. А именно эту ответственность и нужно как можно скорее устанавливать. Причем, срочно лишать проверяющие органы права на любые виды санкций. Только суд должен определять вид и размер подобного. И пока это сделано не будет, особого толку в дополнительных законах об ответственности за незаконные действия или бездействия чиновников не будет.

Читайте также по теме