Ожоги у детей: как предотвратить опасные последствия

Ежегодно около 7000 детей, живущих в Украине, попадают в больницу с ожогами. Врачи говорят: шансы на быстрое исцеление у малышей были бы выше, если бы родители не пытались лечить их без помощи врачей. А если бы взрослые учитывали масштабы опасности ожогов, то к врачам обращаться бы не пришлось.

По словам нардепа, главы Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Ольги Богомолец, к 2018 году в Украине стала постоянной статистика травмирования детей посредством ожогов: 7000 детей ежегодно получают травмы такого рода из-за неумения оценить опасность ситуации и невнимания родителей.

Она считает, что дети страдают из-за невнимания взрослых к тому, что происходит у них буквально под носом. И если даже взрослые успели подхватить малыша, бегущего к тазику с кипятком на полу, то на проведение беседы со своим ребенком о том, что селфи на крыше электрички может убить, у них времени не хватает.

«Причина этого всего? Плохие депутаты, не хватает денег? Причина в том, что есть невнимание папы, мамы, бабушки. Это выварка с кипятком, оставленная на полу, тазик с кипятком, чайник или чашка с кипятком на краю плиты. Это если мы говорим об ожогах у детей младшего возраста, до 5 лет. Если мы говорим о детях более старшего возраста, то невнимание родителей к ним и незнание детьми того, что трансформаторная будка, селфи на электричке, игры со взрывоопасными предметами, игры с огнем могут повлечь смертельные последствия, значит только то, что мы их не учим», — заявила она.

При этом, как считает американский врач, профессор Гарвардского медицинского университета Геннадий Фузайлов, большинство ожогов у детей в Украине возникают в результате травмирования кипятком. «Мы проанализировали причины ожогов в одной области – во Львовской, и увидели, что 95% получения ожогов детьми до 5 лет – это ожоги кипятком», — говорит он.

По мнению эксперта, в других областях Украины сохраняется то же соотношение рисков получить ожог. Вывод на основе этой информации таков: наибольший риск получения ребенком ожогов существует в местах, где есть горячие предметы или вода.

Как утверждает Фузайлов, количество пострадавших от ожогов детей в Украине значительно выше, чем в США.

«Мы сравнили показатели Украины по ожогам у детей с такими показателями в Америке. В США тоже есть дети с ожогами кипятком, но количество таких случаев там отличается по количеству  с нашей страной. Если рассчитывать на 10 тыс. человек населения – цифра отличается в 100 раз. Еще у нас был вопрос – где это происходит? В Украине удивительно, что ожоги кипятком происходят на кухне – не в ванной комнате, как в США, из-за того, что плохо термостат работает и есть проблема с (коммунальной) инфраструктурой», — говорит эксперт.

Масло, лед и другие раздражающие рану средства

При этом шансы детей, которые вмиг оказались либо в емкости с кипятком, либо сунули руку в горячий чайник, излечиться быстро в Украине малы, говорят Фузайлов и О. Богомолец. Причина тому – суетливые действия родителей, которые спешат намазать раны «как бабушка лечила» — то облепиховым маслом, то каким-то жиром, то горячей водой, которые только усиливают боль и раздражение.

Или причиной тому является бездействие родителей или взрослых в семье, которые до последнего откладывают вызов врача. Один из таких случаев на Донбассе произошел в 2013 году, когда внучка осталась под присмотром дедушки, и на нее упал горячий чайник. Тело ребенка покрылось ожогами. Вместо того, чтобы доставить ребенка к доктору, дедушка мазал раны жиром. Через несколько дней внешнее воспаление вроде бы уменьшилось, слой кожи слез, под ним показался новый, розовый. Но интоксикация организма от незалеченных ожогов оказалась настолько сильной, что ребенок через несколько дней умер.

Если почитать «мамские форумы», где женщины делятся «секретами» лечения ожогов, то станет ясно, почему некоторые дети с ожогами умирают.

Мамы используют разные средства, а к врачам обращаются в последнюю очередь. Диалоги мам на интернет-форуме доктора Комаровского – тому доказательство.

«Ронька позавчера наступил в песок, с которого минуту как убрали мангал,  обжег стопу — подушечки пальцев и сами пальцы. С волдырями справляемся, но волнует то, что сама стопа опухла — обожженные пальцы раздвинуты веером, большой в два раза больше обычного своего размера, и сверху, над пальцами тоже отек. Педиатр наш выписал аугментин, дабы исключить заражение, сказал давать его в случае ухудшения состояния. Вопрос вот какой: начать ли давать антибиотик (учитывая то, что впереди День Независимости, и в случае каких-либо осложнений придется обращаться в приемный покой больницы).  Негативного влияния АБ не боюсь, за три года ребенок АБ принимал единожды — и именно аугментин, так что точно известно, что аллергии на аугментин у Роньки нет», — пишет мама Sirena.

«Дочка 8,5 мес., схватилась вчера вечером за горячую лампочку, ожог ладони. Промыли водой, намазали облепиховым маслом, сделали перевязку. Утром сняли — волдыри прозрачные. Что теперь делать? Мазать маслом или к врачу поехать? В аптеке без рецепта ничего не дают для малышей», — жалуется на аптеки мама Sofiko. 

 «Я в детстве очень часто и сильно обжигалась, кожу вместе с одеждой снимали (то маму собью с кастрюлей, то на себя тарелку с супом пролью… в общем, везло мне по части ожогов). И лечили ожоги яичным маслом, бабушка соседка выжигала из яичных желтков (10 яиц, сварить вкрутую, затем на сковороде растолочь желтки и жарить (до черноты) растирая «кашицу» по сковороде, при жарке вытапливается масло (запах, конечно, соседка выжигала на улице, до сих пор помню этот запах, как про детство, не спутаю ни с чем и никогда), вот его собрать и мазать ожоги (лучше кисточкой или перышком). Заживает все быстро, подсыхает. У меня ни одного шрама не осталось», — делится советом DobrayaTigra.

Также оказывается, что не каждый дежурный врач, которому привезли ребенка с ожогами, готов оказывать ему первую медицинскую помощь, считает хирург Г. Фузайлов. По итогам 2016 года, в Украине около 75% врачей и столько же людей других профессий не знали, какие нужно принимать меры, чтобы не усугубить состояние ребенка вследствие получения термических и химических ожогов, говорит он. «Только 25% врачей и людей знали, что после ожога нельзя льдом охлаждать поврежденное место», — отметил Фузайлов.

«Я думаю, что этот процент значительно меньше», — говорит О.Богомолец.

Врач Ольга Богомолец также выразила мнение, что дети получат больше шансов исцелиться, если родители перестанут экспериментировать с разными веществами, которые втирают в болезненные раны после ожогов. «Что нужно сделать – освободить от горячего тело, охладить место ожога – холодной водой, но не льдом. Охлаждать нужно 20 минут, не меньше. Холодная вода забирает тепло ожога, тепло ожога не идет в глубину тела – и тогда лечить легче и последствия легче. Потом нужно накрыть место ожога и позвонить 103», — рассказала она.

Врач же Г.Фузайлов рекомендует родителям проявить бдительность еще до того, как ужасное случится. Для этого достаточно, ставя кастрюлю с водой на огонь, вывести ребенка в другое помещение и не допускать его контакта с горячей емкостью.

Но так ли это легко сделать?

Опасный возраст

Но что же не так с семьями или с детьми в Украине, которые вроде как нарочно лезут под горячие чайники, кувшины с кипятком или струю обжигающей воды из-под крана? Врач-хирург Г. Фузайлов считает, что все дело в опасном возрасте: когда ребенок достигает возраста двух лет, он пробует активно ходить.

«Проблема в том, что это в основном дети двух лет. И когда вы спрашиваете, что происходит с детьми, когда они обжигаются кипятком – ответ очень простой: они в возрасте 2 лет начинают активно двигаться», — рассказал врач.

Проблема не в том, что ребенок становится «маленьким торнадо», когда научится ходить и больше бегает, чем ходит, считает врач Отто Стойка. Проблема в том, что родителям в обществе мало говорят о том, что безопасность и здоровье детей – это исключительно их забота, если речь идет о малышах. «Это все вопросы безопасности детей, безопасности окружающего пространства и  зависят они от того, насколько родители уделяют этому внимание. У нас как-то это все по-разному – многие родители много этому уделяют внимания, некоторые – мало. И дело тут за родителями, но их никто этому не обучает», — сообщил он корреспонденту ГолосUA.

По его словам, он не слышал в Украине о семинарах для родителей, где бы тех предупредили, как оберегать ребенка от травм. «О семинарах я не знаю. Но врачи могут обращать внимание родителей на эти вопросы и чтобы те сознательно преграждали ребенку доступ к опасным предметам: закрывали шкафы, чтобы дети их не открыли. Можно поручить эту работу врачам-педиатрам. Правда, педиатру нужен повод начать говорить об этом родителям – во время приема в поликлинике или во время визита домой. Может быть, об этом где-то упоминает школа во время подготовки к семейной жизни или в женских консультациях, где беременных готовят к родам? Но вряд ли – это уже такие вопросы относительно здравого смысла, так же, как и проблема детей, выпадающих из окон через москитные сетки», — высказался врач.

Разумеется, в Украине нет семинаров, на которые родителей обязывали бы ходить, чтобы ознакомить с техникой безопасности для детей, говорит О. Богомолец. «Проблема в обществе не обсуждается», — заявила она.

В результате взрослые и родители недооценивают риск опасности, считает психолог, научный сотрудник лаборатории социальной психологии личности Института социальной и политической психологии НАПН Украины Владимир Савинов. «Однозначно, дело в недооценке опасности горячих предметов. Снаружи это как бы беспечность, а изнутри мамы и папы просто привыкли контролировать и ограждать детей от более традиционных опасностей в быту. Каковы они? Электричество (розетки, оголенные провода), огонь (спички, газовые котлы), острые углы (столы, тумбы), стекло (зеркала, стеклянные поверхности), острые предметы (ножи, вилки) и, наверное, какие-то еще другие. Т.е. данные опасности хорошо осознанны в нашей культуре. Они запечатлены, например, в устойчивых словосочетаниях «Спички — детям не игрушка», «Не играй с огнем», «Не влезай – убьет», «Не стой, где дрова рубят», «Не ходи босиком — там стекла» и т.п. А вот горячие предметы и кипяток как раз не запечатлены как серьезная опасность и даже наоборот! Пословица «Обжегся на молоке — дует и на воду» говорит об излишней осторожности с горячим, что как бы «не стоит» от горячего оберегать. Или еще есть расхожая фраза: «пусть один раз обожжется». Такие установки, витающие в массовом сознании, наверное, и вытесняют опасность  от горячего и ожога от него, в отличие от огня — ведь дети обжигаются не огнем, и поговорка есть «Не играй с огнём — обожжешься!» Но нет выражения «не играй» с чем-то другим горячим, то есть горячая кастрюля не входит в перечень выражений, которыми предупреждают об опасности травм.

В сознании украинцев есть еще одно ограждение от других опасностей — в конструкции мебели, всяких ограничителях для детей, мягких углах, а также в указании, например, «детям от 3-х лет». А есть ли такие ограждения от ожогов?», — говорит он.

В то же время, психолог удивлен, что в США, где матери выходят на работу спустя несколько месяцев после родов (а не спустя несколько лет, как в Украине), и вроде бы меньше внимания уделяют малышам, процент ожогов у детей меньше, чем в Украине. «Возможно, это объясняется тем, что у них и у нас в обществе действуют разные установки, запреты и предостережения», — предположил В.Савинов.

Таким образом, 2018-й может стать переломным годом для украинских семей, где кипяток и другие раскаленные предметы не считали серьезной опасностью. Либо взрослые учтут это и воспитают чувство осторожности к данной угрозе, передав ее своим детям, либо проигнорируют, и добавят врачам работы. Давайте говорить об этом, чтобы не пришлось звонить в «скорую» вообще.

Читайте также по теме