Экономический кризис и последствия карантина не прошли мимо жилищно-коммунальной сферы. Низкий уровень платежей и стабильная задолженность за услуги так и остались основной характеристикой ЖКХ в Украине. Население страны и так не лучшим образом справляется с огромными платежами за газ, воду, обслуживание домов, а правительство продолжает вынашивать планы, как повысить цены и тарифы еще раз. Причем сделать это не напрямую, открыто, а получить барыши завуалированно, например, отменив льготный тариф. В тяжелых социально-экономических условиях, когда надо помогать гражданам, государство спасает себя и доходы крупных частных компаний.
«Извращенная рыночная модель»
С 1 мая в Украине ожидалось вступление в силу двух законов, которые должны были изменить ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. Но свои коррективы внесли ограничения в связи с пандемией коронавируса. На период после окончания карантина было перенесено действие закона о жилищно-коммунальных услугах. Теперь договора о предоставлении коммунальных услуг можно заключать в течение пяти месяцев после возврата к прежней жизни. Также была отсрочена обязанность совладельцев многоквартирных домов выбирать модель договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг. Большинство жильцов вообще не знают, кто такие управители и зачем они нужны, а вот поставщикам услуг ситуация с переносом действия закона совсем не выгодна.
«Невыгодно, потому что они не могут поменять стоимость услуги, подписать новый договор, – говорит глава комитета ЖКХ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА Олег Попенко. – Затраты, которые сейчас несут управляющие компании во время карантина, никак не заложены в стоимости обслуживания жилого фонда и точно не будут компенсированы. Чем дольше мы будем переносить сроки принятие закона, а это пять месяцев с конца окончания карантина, это будет не раньше декабря, тем больше убытков будет генерировать коммунальная сфера».
Второе новшество, которое ожидало сферу ЖКХ с 1 мая, – это начало функционирования так называемого рынка газа. Его старт перенесли на 1 июля. «Кабмин в очередной раз признал неготовность в целом и субъектов госвласти, и участников рынка к реализации свободных рыночных отношений внутри нашего государства, – говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – Поэтому дата запуска свободного либерализированного рынка газа для населения была отсрочена до июля, а для теплокоммунэнерго до осени. По всей видимости, «Нафтогаз» и дальше будет продавать газ дороже».
Экономический эксперт Виктор Скаршевский прогнозирует рост тарифов для населения с 1 июля. Это объясняется уравнением цены на газ как для населения, так и для промышленности.
«Еще правительство Гройсмана приняло постановление, что с 1 мая 2020 года тарифы на природный газ для населения отпускаются уже не по спецобязательствам, а приравниваются к промышленным ценам на газ. В связи с карантином перенесли введение данной нормы на 1 июля. Это означает где-то плюс 30-50 %. Тариф на природный газ для населения может вырасти до полутора раз», – сказал Виктор Скаршевский.
На данный момент, согласно прейскурантам «Нафтогаза», цены на газ падают. В июне цена за 1 000 кубометров составит 3 818,4 гривны против 4 714,8 гривны в мае. То есть, цена упала на 896,4 гривны или на 19 %. Это обусловлено тем, что падают цены в Европе. Правда, все эти снижения происходят не в отопительный период. Когда он начнется, потребителей будет ожидать совсем другая ситуация со стоимостью газа.
«Мне очень хочется посмотреть, как «Нафтогаз» будет продавать газ населению и предприятиям ТКЭ, когда цена на европейских хабах сейчас составляет примерно 50 долларов за тысячу метров кубических, – говорит финансовый аналитик Алексей Кущ. – Может произойти такая ситуация, когда привязка к импортному паритету приведет к тому, что «Нафтогаз» по своей же формуле будет продавать газ населению дешевле, чем себестоимость его добычи. На этой мажорной ноте все либертарианство наших реформаторов закончено. Они были сторонниками рынка до тех пор, пока цена росла. Как только цена начала падать, они сразу же стали сторонниками административного регулирования и ярыми противниками рынка и привязки к импортному паритету. Они рассказывают, что, несмотря на то, что на мировых рынках цена на газ падает, мы не можем снижать цены на газ для населения до паритетного уровня, и поэтому цены у нас будут наоборот не падать, а расти. Кстати, если бы у нас была та самая правильная рыночная цена на газ для населения, то газ с учетом всех составляющих должен был стоить для населения не больше, чем 2 500 гривен за тысячу метров кубических. Но у нас такая извращенная рыночная модель, которая работает только в условии роста цен».
«Самое токсичное решение»
Неприятные для обыкновенных потребителей новости ожидаются и относительно стоимости электроэнергии. 27 мая Кабмин утвердил программу стимулирования экономики в связи с коронавирусной пандемией, где включен пункт, касающийся «пересмотра тарифов на электроэнергию, которая отпускается населению».
Ранее в Национальной комиссии по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг рекомендовали отменить льготный тариф для населения на первые 100 кВт-ч с 1 января 2021 года. Согласно презентации НКРЭКУ, такой шаг позволит получать 12 миллиардов гривен в год. Конкретики этому предложению добавило Министерство энергетики. Там задумали повысить тариф для населения за первые 100 кВт-час с 90 копеек до 1,68 гривен с октября текущего года. Об этом шла речь в одной из презентаций министерства. По расчетам ведомства суммарный эффект от такой перемены должен составить 11,6 миллиардов гривен за календарный год.
«Было несколько заявлений, что будут расти тарифы на электроэнергию для населения. Потом от этой фразы отказались, – говорит Виктор Скаршевский. – Но расходы населения на электроэнергию могут вырасти без увеличения тарифа. Просто уберут льготу. В одной из правительственных презентаций было зафиксировано такое намерение убрать этот льготный тариф с 1 октября, что приведет к подорожанию электроэнергии. Удорожание электроэнергии, которое будет происходить для промышленности, повлечет за собой подорожание, например, хлеба, воды, других товаров и услуг, в которых электроэнергия составляет существенную долю себестоимости. Даже если не будет резкого повышения стоимости электроэнергии для населения, а только для промышленности, все равно это скажется на наших карманах. Мы будем больше тратить на другие товары и услуги».
Как видим, тариф повышать не обязательно, можно просто отменить льготу, а повышение стоимости электроэнергии создаст мультипликационный эффект, когда вслед за ней подорожают другие социально важные товары и услуги. Вот такой получается рынок.
«Если это решение будет принято, то станет самым токсичным из принятых социальных решений за последнее время, – говорит экономист Алексей Кущ. – Сейчас в условиях кризиса все страны наоборот дотируют домохозяйства, чтобы они могли покупать социальные товары и услуги, дотируется закупка энергоресурсов. Сейчас нужно максимально помогать бедным и дотировать их платежи. Сейчас нужно не забирать льготу до 100 киловатт, а расширять до 200-300 киловатт. А повышенный тариф брать с тех, кто иллюминирует свои замки и дворцы под Киевом, пользуется льготным тарифом для населения, а на самом деле освещает свои особняки площадью в несколько тысяч квадратных метров. У нас получается абсолютно противоположная ситуация. Для чего это делается? Потому что нужно собрать деньги для дорогой тепловой генерации. Нужно срочно найти 10, 15, 20 миллиардов гривен, чтобы выплатить известной финансово-промышленной группе. И как известный принцип, только немного переиначенный: с бедных по нитке, а известному олигарху рубашка «Бриони». Точно так же происходит и здесь. Государство, которое должно защищать социальные низы населения, наоборот пытается забрать у этих людей последние деньги».
«Потребитель не сможет платить»
С началом карантина эксперты и чиновники отмечали падение платежей за услуги ЖКХ. Беспрецедентное падение отмечалось даже в Киеве, одном из богатейших городов Украины. «Общий уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги в Киеве на 27 марта не достигает 80%. По сравнению с февралем киевляне заплатили на 10-15 % меньше», – рассказывала в СМИ советница заместителя главы КГГА Юлия Грамотная. В последний раз такой неважный уровень платежей наблюдался 5 лет назад. В управляющие компании столицы, таким образом, не поступали десятки, а то и сотни миллионов гривен.
«Платежи за жилищно-коммунальные услуги упали, – подтверждает глава комитета ЖКХ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА Олег Попенко. – Мы можем разделить их на несколько частей. В Киеве за вывоз твердых бытовых расходов платежи упали на 15%, а платежи за ЖЭКи упали на 17-18 %. При этом платеж ЖЭКам по регионам упал по некоторым городам до 40 %. Это платежи за март. Также «Киевтеплоэнерго» говорит, что упали платежи за тепло. Ориентировочно на около 10%. Средний сбор 10 руководящих компаний по городу в месяц – это 150 млн гривен. 15% от этой суммы – это около 20 млн они не дополучат денег. Это только коммунальные ЖЭКи. Давайте добавим частные ЖЭКи, ОСББ и остальные. Это около 30 млн недоплаты по уборке территорий ЖЭКам».
Вероятно, ситуацию с неплатежами создал психологический эффект, связанный с карантином. Люди решили не тратить деньги на жилищно-коммунальные счета, чтобы выжить во время ограничений. Кроме того, не платить за коммуналку разрешил Кабмин. Правда, после карантина, чтобы не накапливать долги, нужно будет заплатить большую сумму. Сами же неплатежи, как и долги, могут привести к коллапсу, который включает банкротство компаний, убытки коммунальных служб, отсутствие услуг и капитального ремонта и т. д.
«Такие неплатежи для любого из ЖЭКов – это если не остановка, то, по крайней мере, уменьшение объемов выполненных работ, это уход работников в отпуск за свой счет, – говорит Олег Попенко. – Для небольшого частного ЖЭКа – это остановка и банкротство. Уже частные ЖЭКи пошли вывешивать объявления и повышать стоимость обслуживания, что они не имеют права делать без протоколов общего собрания жителей, но они это делают. Аварийка работает в любом случае. Но не убираются подъезды, та же дезинфекция может проходить не каждый день, а через день, например. У них банально не будет денег на зарплату. Государство обязано отреагировать, но на сегодня государство возложило все эти затраты на органы местного самоуправления».
По мнению эксперта, в условиях задолженности и неплатежей в первую очередь будут «умирать» и «бросать» дома маленькие ЖЭКи, где фонд заработной платы составляет 70 %. Если в прошлом году таких были десятки, то в этом году счет может пойти на сотни.
Тем не менее, статистика Госстата показывает, что в марте за коммунальные услуги граждане по всей Украине в целом заплатили 16,3 млрд гривен, что составило 104 % от начисленных за этот месяц сумм. В апреле население заплатило за жилищно-коммунальные услуги 14,3 млрд гривен, что составило 125,8 % начисленных за этот период сумм. Эти данные демонстрируют давнюю традицию, когда потребители в отопительный период не доплачивают и накапливают долги, а в теплый период года стараются их погашать. Правда, на общую сумму задолженности за все услуги ЖКХ это влияет слабо. Например, на 31 марта она составила 65,9 млрд гривен, на 30 апреля – 63,2 млрд гривен. За два месяца, на которые пришелся карантин, население погасило задолженность на 3,5 млрд гривен.
Но все может измениться с углублением экономического кризиса, а также с осенью, когда начнется отопительный сезон, а с ним увеличатся суммы в платежках. «Нас ждут проблемы, связанные с возможной второй волной коронавируса, во-первых, и с обвалом экономики, во-вторых, – говорит директор специальных программ НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. – У нас серьезный экономический кризис: сокращение ВВП по итогам года, снижение уровня доходов граждан, снижение уровня занятости. Даже без повышения цен и тарифов, возможны проблемы, связанные с тем, что потребитель не сможет платить столько, сколько он платил в начале прошлого отопительного сезона. Основные проблемы связаны с низкой платежеспособностью, вызванной экономическим кризисом, который обострится к концу года из-за сокращения количества рабочих мест, закрытия большого количества предприятий».
На конец мая количество официально зарегистрированных безработных перевалило за полмиллиона. На 26 мая таких было 506 тысяч человек. Это говорит о том, что возрастет количество получателей субсидий, а значит и нагрузка на государственные финансы.
«Я разговаривал с несколькими главами центров занятости. Количество субсидиантов, обратившихся в центры занятости, увеличилось в несколько раз. С учетом нашей государственной политики, когда мы говорим, что нельзя выезжать в Европу, все пойдут и встанут в центр занятости. Они будут претендовать либо на субсидию, либо на пособие», – говорит Олег Попенко.
Рост количества получателей субсидий не исключает и сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Он так же связывает это с увеличением количества безработных.
«Все эти люди, если легально станут на биржу труда, могут претендовать на субсидии. У части людей просто снизятся доходы. Явно, что коронавирус не будет способствовать росту благосостояния украинского населения и это приведет к тому, что субсидий будет больше, и придется увеличивать бюджет на субсидии. Но это вопрос следующего периода», – прогнозирует эксперт.
Коммунальный коллапс
Карантинный период напомнил и о другой существенной проблеме Украины. Это устаревший жилой фонд страны и отсутствие надлежащего за ним контроля. 18 мая в Одессе по улице Торговой 20 обрушилась часть жилого дома 1890 года постройки. Причиной обвала, а также земельного сдвига, который к ней привел, стали строительные работы, что проводились рядом. Жители еще в прошлом году извещали городские службы о проблеме, но тщетно.
Спустя несколько дней, поздним вечером 21 мая, в той же Одессе по улице Среднефонтанская, 29 произошло частичное обрушение деревянной веранды двухэтажного жилого дома 1920 года постройки. Эти инциденты, к счастью, обошлись без человеческих жертв, но несколько десятков жителей потеряли прежнюю крышу над головой. Как подсчитали СМИ, за месяц это был четвертый обвал дома в Одессе. Но ветхое жилье, которое остается без присмотра и контроля коммунальных служб – проблема, характерная для всей Украины.
«Дома рушатся из-за коллапса коммунальной сферы, причем деньги платятся, выделяются, – говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк. – Например, в доме дождевая вода два месяца после ремонта теплотрассы шла в ту же теплотрассу и в подвал дома. Дом старый, не на свайном фундаменте, то есть может при таком обслуживании разрушиться. «Киевэнерго» говорит, что это не наше, коммунальные службы города говорят – нет, это «Киевэнерго». Для меня это разделение вообще непонятно – «Киевэнерго», «Киевводоканал», благоустройство. Это все должна быть одна организация и один ответственный. А у нас все это разбили, что негативно влияет на стоимость коммунальных услуг, потому что приходится содержать несколько организаций, большие зарплаты руководства, офисы, машины и так далее. И все ж воруют. Для чего создали много коммунальных организаций? Чтобы устроить своих людей, дать им возможность сидеть на денежных потоках и воровать. С точки зрения управления, разделение на несколько организаций – это бред».
В прошлом году в том же Киеве обещали провести аудит устаревшего жилого фонда. Его, по сути, так и не осуществили, а граждане, которые живут в ветхих домах, продолжают подвергаться существенному риску. Это в столице. Что уже говорить о других городах страны.
«Вам никто не назовет точное количество квадратных метров, количество квартир, адреса того, что мы называем устаревшим жилым фондом, – говорит архитектор, эксперт по градостроительству Виктор Глеба. – Нет этой статистики. По моим подсчетам более 4 миллионов квадратных метров жилья можно назвать устаревшим, ветхим. Оно должно быть выведено из эксплуатации, жильцы переселяются в новые дома, а потом идет или реконструкция, или восстановление, или снос и строительство новых объектов. Страна не готова ни к одному из этих сценариев: нет ни финансов, ни механизмов государственного управления в этой сфере. В Одессе дом по Торговой, 20 был в нормальном состоянии, но относился к устарелому жилому фонду. Потом когда появился котлован, началось строительство, он из устаревшего жилого фонда перешел в статус аварийных зданий. По Киеву десятки зданий являются аварийными. Там тысячи квадратных метров. Они уже должны быть изъяты из жилого фонда, в них не может находиться ни один человек, даже охранник. А у государства нет никакой программы на аварийные дома, которые завтра упадут. Я говорю о том устаревшем фонде, который уже выходит из эксплуатации физически, фактически: отваливаются на голову плиты, трескаются лестничные марши, расходятся фундаменты. Намного больше объектов, которые эксплуатируются, могут эксплуатироваться, но относятся к объектам устаревшего жилого фонда. Я назову вам страшную цифру: почти 70 % объектов жилого фонда устарело. Это объекты вторичного рынка недвижимости».
Но государство умеет только торговать энергоресурсами и получать с этого сверхприбыли, а не системно заниматься комплексом жилищно коммунального хозяйства и содержать его в необходимом, безопасном для человека состоянии. Оно может повышать цены и тарифы и помогать в этом крупным частным компаниям, но контролировать пригодность жилого фонда и помогать населению в кризис – задача, которая остается для чиновников сверхнеподъемной. В Украине так и не заработала программа энергоэффективности, и на текущий год ее бюджет сокращен. Подготовка к отопительному сезону, которая начинается сразу же после окончания предыдущего, также оставляет желать лучшего. Сетям и коммуникациям необходима модернизация, которая в разы превосходит запланированные показатели и уж тем более выполненные, что не снимает риски аварийности. Поэтому Украину ожидает тяжелый в финансовом, моральном и техническом плане отопительный сезон, но, кажется, население уже к этому привыкло.