Вита Середа
08:34 23/05/2011

Паломничество к Тарасу закончилось «ганьбой»

Торжества по случаю перезахоронения Тараса Шевченко в Каневе продолжались несколько дней. Сначала все было тихо и мирно — казаки на «чайке», лекция Оксаны Забужко, перформанс с чтением стихов Кобзаря. Однако закончились мероприятия на следующий день криками «Ганьба!".

День для людей

Годовщину перезахоронения Тараса Шевченко вначале отмечали по сценарию движения добровольцев «Пространство свободы». Эти юноши и девушки в желтых футболках заручились поддержкой Каневского городского совета и организовали «Прощу до Тараса-2011», которая проводилась в Каневе в пятницу и субботу. Народ съехался отовсюду. У Днепра появился палаточный городок, из Киева приплыла настоящая казацкая «чайка», а на приплаве читала лекцию известная писательница Оксана Забужко. 

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" /> /> Однако сначала все собрались на Тарасовой горе. Именно там состоялся самобытный перформанс «Живое слово» — ребята хором читали поэзии Тараса Шевченко, ходили по кругу и держались при этом за руки. «Это было нечто невероятное. Я не жалею, что сюда приехала. Решила, что надо обязательно поклониться Кобзарю, а еще — взять автограф у Забужко», — рассказала библиотекарь Татьяна из городка Каменка, что на Черкасщине.

Желающих пообщаться с Оксаной Забужко действительно было немало. Писательница читала лекцию на тему «Мой Шевченко: конспект книги, которая никогда не будет написана». «Через полтора века после своей смерти Шевченко остается объектом идеологической войны, и эта борьба за Шевченко и борьба вокруг Шевченко, как вокруг того Эвереста, где каждый — жук и жаба — стремится как-то отличиться и оставить свою метку, надеясь, что на фоне Шевченко будет выглядеть приличнее. Я думаю, что это обстоятельство является свидетельством бессмертия жизнетворческого потенциала Шевченко», — подчеркнула Оксана Забужко. 

Она также раскритиковала попытки так называемой «гламуризации» образа поэта, призналась, что не собирается писать биографию Шевченко, но хочет, чтобы это сделал кинодокументалист, телеведущий и писатель Юрий Макаров, а еще чуть не поссорилась с организаторами, ведь лекция продолжалась два часа, вместо запланированного часа. А потом была автограф-сессия и много теплых слов. Некоторые поклонницы даже требовали, чтобы пани Оксана поставила свою подпись на «Кобзаре», однако писательница возразила: «Я не могу! Буду подписывать только свои книги».

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />
Кстати, ее «Шевченков миф Украины», изданный еще в 1997 году, именно в этот день в Каневе получил «второе дыхание» и прекрасно продавался — кто не успел еще прочесть, теперь получит такую ​​возможность. Пока шла автограф-сессия, Днепром плавала казацкая «чайка» и слышны были выстрелы пушек. Однако все громкие события произошли здесь уже на следующий день. Ибо, как метко заметила Забужко, «завтра около Шевченко будет барский день, а сегодня — людский».

К Шевченко пускали, но не всех

В воскресенье настала пора официальных празднований. Высшим должностным лицам Украины было таки несладко. Сначала им пришлось пройти пешей ходой 6 километров — от Успенского собора, где был молебен, к Чернечей горе. Солнце пекло нещадно, поэтому вопрос, который еще в прошлом году во время этих мероприятий прозвучал из уст тогда только что назначенного на должность председателя Черкасской облгосадминистрации Сергея Тулуба «Кто это придумал?», наверное, был актуальным и для других политиков. В частности, в пешей ходе принял участие и Голова Верховной Рады Украины Владимир Литвин. Все устало вытирали пот с лица. 

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

А тут еще и люди со своими неуместными криками. Началось все у подножия Тарасовой горы. Сначала милиция не пускала туда народ с партийными флагами. «У нас есть указание не пропускать никого с партийными флагами. С государственными можно, а с партийным — нет», — объяснял милиционер какой-то женщине. Потом обратил внимание на дедушку, который шел с плакатом: «А что это у вас тут написано, покажите!». Дедушка развернул плакат с надписью «Иду с детства к Тарасу».

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Между тем, человек в штатском отошел в сторону и позвонил кому-то из своих руководителей. «Они пришли и стоят. Очень агрессивны… Они меня тут съедят! Но я им так и сказал, что нельзя, но они стоят и не хотят идти без флагов», — отчаянно что-то кому-то доказывал. Сразу после этого инцидента путь на Тарасову гору закрыли для всех. Как раз приближалось шествие во главе с чиновниками. Людей с флагами таки пустили, но час спустя.

Корреспондент «ГолосUA” попросил Голову Верховной Рады Владимира Литвина прокомментировать правомерность таких действий милиции. «Я считаю, что каждый должен идти со своими убеждениями и флагами и иметь на это право. Главное, чтобы все эти убеждения и цвета политических партий сходились в одном синтезирующем цвете — цвете государственного флага. И чтобы сегодня попутно не выкрикивали слова «Ганьба» и «Геть», а понимали, что ответственность лежит на каждом из нас за то, какой должна быть Украина и в каком состоянии она сейчас находится. Ведь она должна быть такой, как о ней мечтал Тарас Шевченко, который является настоящим апостолом правды и науки для того, как любить Украину, как для нее жить, и того, что не нужно делать. Поэтому я никаких возражений не имею, поверьте, все пришли к Шевченко», — сказал В. Литвин.

Долетает ли «вопль к престолу»?

Уже через несколько минут к Владимиру Литвину присоединился Премьер-министр Николай Азаров (он только что прибыл из Киева, поэтому не принимал участия в пешей ходе) и они направились к памятнику Шевченко, чтобы возложить цветы. Как только ведущий объявил о приходе чиновников, люди начали кричать «Ганьба!». Пока митрополит Черкасский и Каневский Софроний осуществлял литию на могиле поэта, толпа скандировала «Долой русского попа!». Затем слово предоставили поочередно Владимиру Литвину и Николаю Азарову. 

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Однако их речи было очень плохо слышно из-за криков. Наибольшее неудовлетворение вызвала речь Анны Герман. Если предыдущие ораторы игнорировали выкрики людей, то советница Президента Украины попыталась обратиться к Шевченко со словами «Прости им, ибо не ведают, что творят». В это время поднялся такой гул, что ничего не было слышно.

Когда торжества окончились, к микрофону протиснулся Александр Мамалыга из Белой Церкви. «Украинцы, перед вами выступали «рабы, подножки, грязь Москвы», — провозгласил он. О «варшавском мусоре» сказать не успел, потому что выключили микрофон.

«Кричу «Ганьба!», але моє волання не долітає до престолу», — так когда-то пела легенда украинского рока Вика Врадий. Долетел ли в этот раз «вопль к престолу», сказать сложно. По крайней мере, чиновники не очень охотно комментировали события, произошедшие во время торжеств. Чего стоит только так называемая пресс-конференция Премьер-министра Николая Азарова. Журналистам заявили, что вопросов задавать нельзя, будет просто заявление и все.

Премьер говорил на русском. Рассказал, что очень радуется тому, что музей на Тарасовой горе восстановили, и заверил, что вскоре здесь появится большой выставочный комплекс. Напоследок неохотно добавил: «Комментировать то, что там звучало, нет смысла. Те, кто во время литии выкрикивал оскорбительные лозунги … ну тут даже комментировать ничего не нужно», — сказал Н. Азаров. На этом «пресс-конференция» закончилась. «А вы в отставку не собираетесь?», — крикнул вдогонку премьеру кто-то из журналистов. Однако вопрос остался без ответа.

Читайте также по теме