В стране из-за кризисных явлений, вызванных вспышкой коронавируса и введенным карантином, произошли негативные колебания цен на продовольствие. Тенденция может ухудшится из-за глобальных процессов.
Карантин нашел прямое отражение на прилавках торговых сетей. По сообщениям СМИ, во второй половине марта капуста выросла в цене на 86%, гречневая крупа — на 50%, морковь — на 48%, а картофель — на 39%. В то же время лук подорожал вдвое.
Кроме того, сахар подорожал на 8%, макаронные изделия – на 9,5%, пшеничная крупа – на 11%, мука – на 5%, яйца – на 6%, а мясная продукция – на 2–10%.
Рекорды по росту цен били цитрусовые. Так, оптовые цены на лимоны, по сравнению с прошлым годом, выросли в два раза – до 75-80 грн/кг.
Тут факторами роста стали ажиотажный спрос на фоне пандемии и уменьшение предложения со стороны Турции — главного поставщика лимонов в Украину, сообщили в пресс-службе аналитической платформы EastFruit.
В свою очередь торговые сети указывали пальцем на поставщиков, отмечая, что они пересмотрели цены из-за колебаний курса и увеличения издержек.
«Это чистая спекуляция. Пока нет реализации товаров, которые бы подвозились, а те товары, которые есть на складах, импортные товары, в принципе, пересчитываются по курсу 30 грн/долл. Я не могу сказать, что тут валютный курс влияет на импорт. Повышение цен на товары и продукты — это все дополнительная прибыль для поставщиков, спекуляция», — комментировал экономист Алексей Плотников.
В марте премьер-министр Денис Шмыгаль из-за ситуации на прилавках поручал Министерству экономического развития, торговли и сельского хозяйства (МЭРТ) провести мониторинг цен, чтобы исключить возможность спекуляций на рынке.
В то же время Антимонопольный комитет потребовал от пищевых ритейлеров предоставить информацию о закупочных и розничных ценах.
А 30 марта Верховная Рада ввела штрафы за наценку в 1,2 раза на социально значимые продукты.
После, в начале апреля, премьер заявил, что в стране был остановлен рост цен на товары первой необходимости, а некоторые продукты даже подешевели.
И действительно, в некоторых сетях произошел небольшой отскок цен, однако они не вернулись на докризисные отметки.
И тут, скорее, заслуга не в действиях властей, а в снижении покупательской возможности украинцев, чьи доходы сократились из-за остановки некоторых секторов экономики.
Как сообщил министра экономики Тарас Высоцкий, объемы реализации снижаются. По его информации на начало апреля, продажи сахара упали на 27%, сала — на 30%, а сливочного масла — на 50%. Кроме того, наблюдался снижение реализации гречки (на 17%), муки (на 10%) и лука (на 22%).
Бывший министр экономики Тимофей Милованов говорит, что «хорошим примером регулирования во время кризиса является ценовой и количественный контроль товаров первой необходимости».
«Например, регулирование наценки или ограничения объема продаж в одни руки. Это позволяет уменьшить негативные последствия паники и экономически необоснованных спекулятивных действий определенных участников рынка», — пишет он в своем Facebook.
С другой стороны, импорт продуктов может остановить рост цен на разные группы товаров украинского производства.
К примеру, прошлым летом у нас сильно подскочил в цене картофель. В итоге на рынке появилась белорусская картошка, которая остановила повышение.
Однако, как говорят эксперты, без стабильной национальной валюты невозможно сдерживать подорожание продовольствия.
«92% того, что мы едим, мы производим сами. Но это коррелируется с импортным паритетом. То есть, цена импортных продовольственных товаров является балансирующим фактором. Таков механизм ценообразования. Если гривна будет падать дальше, то будут расти и цены на продукцию, которую мы производим сами», — заявил экономист Олег Пендзин.
В пресс-службе Офиса Президента уверены, что пока повышение цен наблюдается только на некоторые импортные продукты, и эта тенденция связана с глобальными процессами.
Ранее продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) вместе со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Всемирной торговой организацией (ВТО) предупредили о возможном дефиците в мире продовольствия из-за пандемии коронавируса.
В марте в связи с ажиотажем в мире наблюдались перебои в поставках макарон и круп. А после в ФАО заявили, что мировые цены на продовольствие резко снизились. Главными причинами этого в ФАО назвали сокращение спроса, связанного с последствиями пандемии COVID-19, падения мировых цен на нефть и ожиданиями замедления темпов экономического роста.
Кроме того, из-за закрытия границ для сезонных сельхозрабочих может погибнуть значительная часть урожая. Речь идет, в первую очередь, об овощах и фруктах. В дальнейшем страны будут предпринимать меры для усиления собственной продовольственной безопасности. К примеру, Украина уже запретила экспорт гречки до 1 июля.
Также МЭРТ оговорило с участниками зернового рынка возможное ограничение экспорта пшеницы до 20,2 млн тонн до 30 июня.
«В мире идет пандемия и карантин, отчего очень сильно ограничены возможности для проведения весенне-полевых работ. Напрямую это касается и Украины. Посадка, в частности, ингредиентов борщевого набора затруднится, поскольку их люди преимущественно садят сами», — говорит Пендзин.
По его словам, на коронавирус еще накладываются погодные условия – очень теплая зима и сухая весна.
«Если будет жаркое лето, то на 10% может упасть производство зерновых. Но даже если будет падение, — мы с хлебом останемся. Но из-за ограничения экспорта в мире пойдет рост цен на аграрную продукцию. Это отразится и на Украине: мы будем иметь значимый рост стоимости социальных продуктов питания», — отметил экономист.
С другой стороны, из-за карантина и ограничения экспорта снизится приток валюты в страну, а малые и средние аграрии лишатся доходов.
«Оборотные средства аграриев обесцениваются из-за девальвации гривны, товарные запасы обесцениваются из-за падения товарных рынков сельхозпродукции, банки усиливают кредитную политику, ожидая роста числа дефолтов. Все это сказывается на работе аграриев, сильно ее затрудняя», — заявили в Всеукраинской аграрной Раде.