Международный валютный фонд прогнозирует падение мировой экономики на 3,0% в 2020 году, что намного хуже, чем во время финансового кризиса 2008-2009 годов. Об этом говорится в апрельском обзоре МВФ. Насколько реально упадет мировая экономика, от которой Украина крайне зависима из-за своей открытости, стоит ли ожидать окончания экономических трудностей, является ли данный кризис цикличным, или это предвестник смены экономической модели, разбирался ГолосUA.
Наслоение кризисов
В базовом сценарии, который предполагает, что пандемия коронавируса прекратится во второй половине 2020 года, и усилия по сдерживанию могут быть постепенно свернуты, в 2021 году мировая экономика вырастет на 5,8% по мере нормализации экономической активности, чему будет способствовать политическая поддержка.
По сравнению с прогнозом, сделанным в январе 2020 года, ожидания на этот год значительно ухудшились. Тогда МВФ прогнозировал рост на 3,3% в 2020 году и на 3,4% в 2021 году.
Зачастую в обществе можно услышать разговоры о том, кто «придумал» этот коронавирус и зачем. Не люблю философствовать, не базируясь на фактах. По этой причине предлагаю подумать над вопросом, а с чем коронавирусный кризис совпадает во времени. На Западе – в ЕЦБ уже давно учетная ставка нулевая, а ФРС ее обнулил. При этом, в отличие от нас, не дефицит работающего производства, а перегрев экономики. И слезть с иглы печатания денег для растущего потребления довольно трудно. Поскольку народ в своей массе не особо охотно вдается в причины, а почему их жизненный уровень падает. Им важен результат. И по менталитету европейцы и американцы довольно сильно отличаются от нас – протесты, вызванные экономическими причинами, для них более характерны.
По этой причине тот, кто хочет удержать там власть, обязан с этим считаться. Считаю, что именно по этой причине они и продолжили вливать деньги в экономику. Но во всем есть свои грани – растущее потребление не могут обеспечивать экономические мощности. То есть, капиталистическая модель заканчивается тогда, когда дальше нельзя расширять рынки сбыта. Учитывая перегрев экономик + долговые пирамиды как стран, так и их населения, можно предположить, что будет меняться мировая экономическая модель, причем радикальным образом. Как показывает история, такие смены модели происходили на почве войн, когда, как говорится, власть на переправе не меняют. А вот меняют ли власть в период пандемий и кризисов (причины которых якобы понятны) – вопрос открытый.
«Глубока ли кроличья нора»
«Ситуация с падением мировой экономики будет хуже, чем во время финансового кризиса 2008-2009 годов, по двум причинам. Во-первых, пандемия произошла тогда, когда все ожидали, что пик деловой активности подошел к концу. И в это время должен был произойти некий перманентный кризис для его перезагрузки», — заявил экономист Алексей Кущ.
Ситуация с коронавирусом возникла в самый неподходящий момент — с экономической точки зрения, говорит экономист.
«То есть падение мирового ВВП связано не только с пандемией и карантинными мероприятиями, а и с тем, что коронавирус стал спусковым крючком экономического кризиса. Получается, двойной удар по мировой экономике», — отметил он.
Фактически все страны уже приняли антикризисные программы и огласили о том, что будут выделять огромные суммы из специальных фондов для возрождения их экономик, подчеркивает экономист Андрей Новак.
«Кроме этого, международные финансовые организации уже озвучили очень большие суммы, которые они будут предоставлять странам для преодоления кризиса. Это и МВФ, и ЕС», — заявил экономист.
По этой причине экономические потери, которые происходят в период карантина в результате закрытия предприятий во многих сферах, после этого будут возобновляться, сказал А. Новак.
«Те потери, которые есть сейчас, в дальнейшем перерастут в повышение уровня жизни во многих странах. И уже через несколько лет мы сможем засвидетельствовать, что мировая экономика выросла и получила новый стимул для развития», — отметил он.
Ухудшение ситуации
«У нас уже давно финансовый кризис, который не вызван внешними факторами. Это наш внутренний рукотворный кризис из-за непростой экономической ситуации, которую усилило правительство экс-премьера Гончарука. Правительство объявило внутренний дефолт, отказавшись исполнять бюджетные обязательства в 2019 году, кроме защищённых статей. У нас было значительное недопоступление средств в бюджет. Это уже формальные показатели, которые говорят о том, что у нас финансовый кризис», — сказал политолог Павел Рудяков.
В новом правительстве этого не признают, подчеркнул он.
«В Кабмине не думают, где брать деньги, чтобы выплатить долги кредиторам. В мае уже нужно выплачивать по кредитам, а денег нет. Внешние кризисные явления только усугубляют наш внутренний финансовый кризис, который пока еще не коснулся широких слоев населения, но очень скоро коснется», — резюмировал П. Рудяков.