Среди основных политических институтов и государственных органов Верховная Рада пользуется наименьшей популярностью у украинских граждан. Парламент обладает одним из наиболее низких уровней доверия. Вернее даже сказать высоким уровнем недоверия. Раде не доверяют почти 70% украинцев.
Такой печальный результат – прямое следствие крайне низкой эффективности и качества работы украинского парламента, отсутствие необходимой профессиональной подготовки и должного опыта у многих нынешних парламентариев.
Наиболее популярным словом в современной истории Украины является слово – реформы. Все годы независимости Украина находится в перманентном состоянии реформ. Крайне важной, но мало сейчас упоминаемой темой, является реформа украинского парламента.
Повышение эффективности и качества работы Верховной Рады – одна из наиболее актуальных задач в реформировании украинского государства в целом.
Очень часто в Украине, реформируя или модернизируя что-либо, любят обращаться к западному опыту. Говоря о реформе украинского парламента, можно встретить обращения к парламентскому опыту Германии — одного из наиболее успешных и стабильных государств современного мира. Сами немцы считают, что в значительной степени политическая и демократическая стабильность их государства является результатом хорошо развитой парламентской традиции.
Некоторые политики и эксперты в Украине видят в германском опыте пример для реформирования украинского парламента и государства в целом. На одном из недавних этапов украинской истории обсуждались концепции и варианты федерализации Украины, а также создания в Украине двухпалатного парламента по примеру Германии.
На сегодняшний день идея федерализации Украины отброшена как разрушительная, а двухпалатный парламент снят с повестки дня, и в обозримом будущем вряд ли будет актуален. Вместо федерализации активно воплощается в жизнь, так называемая децентрализация, которая может почерпнуть немало полезного из немецкого опыта. Но сейчас для нас интересен именно парламентский опыт. Также мы не будем рассматривать работу верхней палаты — Бундесрата, а сосредоточим внимание именно на нижней – Бундестаге.
Сравнивая парламенты двух стран, следует учитывать особенности их государственного устройства. Германия – парламентская федеративная республика. Бундестаг является единственным конституционным органом, который избирается народом. Глава государства – канцлер, выбирается депутатами.
Украина, в свою очередь, унитарная парламентско-президентская республика, которую практически каждый из президентов, с разной степенью успеха, пытался (и пытается) делать президентско-парламентской.
В целом в работе украинской Рады и немецкого Бундестага много общего, начиная от формирования депутатского корпуса и заканчивая порядком работы депутатских групп и фракций, хотя присутствуют и некоторые уникальные отличительные детали. Именно эти детали, возможно, и делают работу немецкого парламента более эффективной, нежели по результату получается у украинского.
Одной из главных проблем украинского парламента, и отличием от немецкого, является право законодательной инициативы у отдельных депутатов. В Бундестаге вносить законопроекты могут только фракции и как альтернатива – группы не менее 5% от общего количества депутатов. По мнению немецких экспертов, если бы правом вносить законопроект обладал каждый депутат, то это существенно усложнило бы законотворческую деятельность. Ярким примером подобных сложностей является проблемная работа Верховной Рады. Многие украинские депутаты злоупотребляют правом законодательной инициативы, заваливая парламент низкопробными законопроектами, либо из-за собственной недальновидности, либо преследуя определенные коммерческие выгоды или лоббистские цели. Внесение и принятие отдельных законопроектов стало одной из форм заработка и политической коррупции в украинском парламенте. В итоге из-за перегруженности эффективность законодательной работы ВР существенно снижается, соответственно снижается и качество законопроектов. Идея предоставить право законодательной инициативы исключительно парламентским фракциям или депутатским группам давно обсуждается, и возможно это могло бы существенно улучшить работу парламента и качество законопроектов. Но для этого необходимо менять не только законы, а и соответствующие нормы Конституции Украины. Это довольно непросто при сегодняшней конфигурации парламента. Так что рассчитывать на позитивные изменения в данном вопросе в ближайшем будущем не приходится.
Еще одним отличием немецкого парламента и удивительным для многих фактом является то, что в одной из самых развитых стран мира (в первую очередь в сфере технологий) при голосовании не используется электронная система. Депутаты голосуют путем вставания или поднятия руки. В сложных случаях используется процедура под названием «бараний прыжок». Для этого все депутаты покидают пленарный зал и входят в него через одну из трех дверей для голосования, означающих «да», «нет» или «воздержался». Тут уж точно «кнопкодавство» не пройдет. Украинским народным избранникам также следует задуматься о возможном усовершенствовании процедуры голосования. Хотя в наших условиях голосование руками – это скорее возможность для еще больших манипуляций и вряд ли применимо.
Что у нас вполне применимо из германского опыта, так это система штрафов парламентариев за отсутствие на пленарных заседаниях. Если депутат не зарегистрировался перед заседанием в соответствующем списке, то с него высчитывается 100 евро. Если же депутат отсутствовал на пленарном заседании, то сумма штрафа увеличивается до 200 евро. Конечно, учитывая финансовую состоятельность украинских депутатов, особенно их жен и тещ, для них такие штрафы может и не стимул не пропускать заседаний, но для государственной казны точно миллионы экономии в год.
В немецком парламенте существует особый вспомогательный орган – Совет старейшин. В состав сего образования входят наиболее опытные и компетентные депутаты.
Одна из возлагаемых на Совет функций заключается в рассмотрении спорных вопросов и, по возможности, улаживании разногласий, связанных с честью и правами парламента или с толкованием положений регламента. В Верховной Раде регулярно возникают инциденты для разрешения или даже недопущения, которых следовало бы создать аналогичный орган. Так как складывается впечатление, что регламент многие украинские депутаты не читали, а о словах честь и совесть вообще не слышали. В итоге «визитной карточкой» Рады есть не хорошая работа и законы, а скандалы и внутреннее противостояние.
В администрации Бундестага на очень высоком профессиональном уровне функционируют вспомогательные парламентские службы и политический консалтинг. Благодаря качественной информационно-аналитической поддержке депутаты более эффективно осуществляют свои полномочия в интересах граждан. В Верховной Раде также присутствуют различные вспомогательные службы и институты, но опять же, низкий профессиональный уровень многих депутатов не позволяет им правильно воспользоваться и применять на практике уже готовые результаты парламентских консультационных и аналитических служб.
Отдельно следует отметить работу Комитета по петициям, который играет важную роль в работе немецкого Бундестага. Сюда поступают жалобы граждан, в которых они жалуются на обстоятельства своей жизни, пробелы в законах или на работу органов власти. С помощью петиций каждый немец может влиять на политику или общественную жизнь. Работа комитета является важным элементом взаимодействия и коммуникаций парламента и общества, депутатов с гражданами.
В последнее время работа немецкого парламента в сфере коммуникаций с общественностью существенно усилилась и ей уделяется все больше внимания. Одной из причин подобного является все большее распространение социальных сетей Facebook и Twitter. Кроме того, немецкие депутаты уделяют большое внимание информированию своих избирателей с помощью личных сайтов и е-мейл рассылки информационных бюллетеней.
Важным элементом парламентской работы с общественностью является прием групп посетителей. В рамках политического просвещения граждан государством организовываются поездки из регионов для посещения парламента. При этом депутат или его сотрудники обязаны сопровождать подобные группы из своего округа. Они проводят с ними беседы, показывают парламент или организуют посещение пленарных заседаний.
Благодаря последовательной внешней политической коммуникации — работе с прессой, социальными сетями и группами посетителей — граждане начинают отождествлять себя с парламентом и его решениями. Парламент становится ближе для граждан.
Что называется «почувствуйте разницу». Спросите у любого прохожего, как он относится к Верховной Раде или депутатам. Наименее болезненным для украинских парламентариев будет посмотреть просто на результаты социологических исследований, о которых мы писали в начале статьи. Услышать что-либо позитивное вряд ли получится, да и нейтральное отношение тоже будет редкостью.
Конечно, улучшение внешних коммуникаций не улучшит качество законов, да и в сегодняшних условиях эта деятельность сведется к примитивной агитации и дешевому пиару личных персон. Но работать в этом направлении необходимо, так как улучшение имиджа и восприятия парламента является важным элементом государственного строительства и укрепления государства в целом.
Подытоживая, скажем, что Верховная Рада в нынешнем ее состоянии и результатами работы не выполняет в полной мере возложенных на парламент функций и обязанностей, а служит одним из источников нестабильности и противостояния в стране. Украинский парламент нуждается в реформировании, и парламентский опыт Германии может быть весьма полезен.
Но реформировать Раду будет уже вероятно следующий состав, так как нынешние депутаты в полной мере продемонстрировали свою несостоятельность.