Парламентская стодневка: бег на месте

Синхронные почти по времени выступления президента Порошенко и его ставленника, спикера ВР Владимира Гройсмана – это, по сути, их коллективный ответ годовщине премьерства Арсения Яценюка. Так сказать, ударим стодневкой ударного парламентского труда по бездарной годовщине работы «правительства камикадзе».

Несложно также заметить, что отчет главы ВР о 100 днях работы парламента 8-го созыва явно «наложился» на очередное обращение к нации ее гаранта. Скажу больше: несмотря на то, что Гройсман сжимал в руке тезисы стратегии

«Парламент на пути реформ», его выступление — это не более чем расширенная версия заявления главы государства от 10 марта. Может, их даже писал один человек, потому что несмотря на то, что формально оба выступления были адресованы украинскому обществу, на деле – это воззвание к МВФ, которое уже сегодня, 11 марта, на своем заседании решит давать или нет Украине очередной кредит, и если да, — то сколько? Недаром же накануне Порошенко подписал «выжатые» из парламента законы о пенсионном геноциде и очередном повышении тарифов на газ и бюджетных изменениях, которые помогут получить очередной транш. Можно смело говорить, что тандем Гройсман — Порошенко перетянул на себя функции премьера и презентовал народу Украины программу развития страны на ближайшие четыре года: это программа МВФ (вернее, меморандум между Международным валютным Фондом и Украиной, подписанный недавно).

О чем это нам говорит? Например, о том, что Арсений Яценюк может скоро выпасть из правительственных раскладов и финансовых схем. Но не раньше, чем кредиторы дадут деньги, и это единственное, что сдерживает пока коалицию от полного развала. По мнению Гройсмана, транш МВФ стоит ждать в апреле, до апреля же проживет и большинство в парламенте.

Недаром же спикер весьма туманно очертил перспективы правительства Яценюка: глава Верховной Рады отметил, что у него нет никакой информации относительно переформатирования правительства. "С фамилиями, или без фамилий, или по количеству… Так вопрос сегодня не стоит. По крайней мере, у меня нет такой информации", — заявил он. Так не стоит или нет информации? Это две большие разницы, как говорят в Одессе. Но сама расплывчатость ответов спикера подтверждает, что правительство ждет изрядная встряска, тем более, что по новой Конституции, распад большинства приводит и к отставке всего Кабмина.

Что у нас дальше? Дальше – реформы. Несмотря на количество принятых законов, реформы еще и не начинались. По словам спикера, парламент готовится только прописать условия, при которых комбаты, казаки, журналисты и активисты Майдана смогут законодательно обеспечить процесс реформ. А что было до этого? О чем были те 500 законов, которыми так хвалится спикер? О запрете российского кино, отмене социальных льгот и «Укрнафте»?

Сам Гройсман как значимое достижение отмечает тот факт, что Рада смогла отменить внеблоковый статус Украины и признать РФ страной-агрессором. Но что это дает, если наше «разблокирование» так и не привело ни к сближению с Европой, ни к попыткам залезть под зонтик НАТО? А зачем признавать Россию агрессором, продолжая поставлять туда конфеты «Рошен»?

Не отвлекаясь на эти пошлые вопросы, спикер сходу рассказал о плане законодательного обеспечения реформ. Судя по всему, бешенные темпы реформам не грозят: задачи для парламентариев прописаны на один-два квартала. Заглядывать дальше, что-то планировать и строить, видимо, не имеет смысла: Украина готовится жить от подачки к подачке…

Целью плана, по словам Гройсмана, является определение законодательных ориентиров для проведения реформ, распределение ответственности за подготовку законопроектов и определение временных рамок законодательного обеспечения реформ.

"Мы должны так построить работу, чтобы каждая фракция, каждый депутат в коалиции, в оппозиции, внефракционный депутат понимал, что мы делаем на этой пленарной неделе, а что будем делать через неделю. Комитеты должны планировать, исходя из этого Плана, что они должны рассматривать", — отметил Гройсман и подчеркнул, что работа в этом направлении должна быть систематизирована. То есть, большинство депутатов даже не понимают, что они делают, хотя уже сто дней тусуются в кулуарах Рады?! Системная работа фракций и комитетов не налажена за три месяца, а нардепам надо «разжевывать», что «мы делаем на этой неделе»? При таком подходе ни о каких реформах, обещанных на Майдане, не стоит и вспоминать. А если их еще и делают неумелые руки казаков гаврылюков и сотников парасюков… В общем, тысячу раз прав Президент, который в своем обращении заявил: кто сказал, что реформы – это легко и приятно?

Порошенко спрогнозировал, что реформы – процесс долгоиграющий и затяжной. По его словам, реформы не могут быть быстрыми и фактически их проведение началось после парламентских выборов. Гарант напомнил, что после выборов быстро была сформирована проевропейская коалиция, которая работает над принятием необходимых для реформ решений на законодательном уровне. «Мы построим другую экономику, преодолеем коррупцию. Причем преодоление коррупции — не только голосование за Антикоррупционное бюро или законы по борьбе с коррупцией. Коррупция имеет конкретную фамилию, конкретное имя человека, который должен сидеть в тюрьме», — отметил он. Другими словами, прошел год, а новая власть все еще строит планы и даже не приступила к выполнению обещанного на Майдане «светлого будущего». Об этом свидетельствует риторика Порошенко-Гройсмана: «мы построим», «мы преодолеем», «мы напишем», «мы выработаем». То есть, больше года в стране ничего не делалось в плане экономических реформ и борьбы с коррупцией, а наоборот, — пилились бюджеты и заводились родственники и герои АТО на хлебные места.

О чем говорят эти заявления? Во-первых, народ готовят к тому, что кредит МВФ даже если и придет в страну, то легче от этого миллионам украинцев не станет — на зарплаты, тарифы и курс доллара это повлияет только в сторону повышения. Во-вторых, и Порошенко, и Гройсман значительную часть своих коммуникаций уделили теме болезненности реформ. Да, мы обещали вам переформатировать власть и построить новую европейскую страну, но кто сказал, что это будет быстро и не больно? Вот и спикер подтвердил, что повышение тарифов для населения является болезненным процессом, но неизбежным. И президент разжевал, что «пока Украина не вернет себе Крым ни реформ, ни стабильной экономики ждать не стоит».

Что у нас идет за реформами? Конституционные изменения, тем более, что Президент уже подписал указ о создании конституционной Комиссии. Однако к процессу децентрализации не планируется привлекать лидеров народных республик: спикер Рады отметил, что консультации относительно изменений к Конституции Украины должны проходить с участием законно избранной власти Донецкой и Луганской областей. Гройсман отметил, что для него является законной власть, избранная на местных выборах в 2010 году. И привел в пример мэра Донецка Лукьянченко. Правда, не упомянул, что мэр этот давно «тусуется» в Киеве почему-то, а донецкими делами занимается чисто формально.

Вместе с тем глава Рады отметил, что после проведения местных выборов на Донбассе новоизбранные представители регионов смогут принять участие в обсуждении изменений в Конституцию. "Если кто-то новый хочет присоединиться, то мы с вами должны понимать, кто уполномочен (от местных органов власти Донбасса). А как мы можем это понять? Только демократические, свободные, признанные местные выборы", — сказал Гройсман.

Вот вам и конфликт нарисовался: заявления Гройсмана о готовности менять Конституцию только с лидерами Донбасса образца 2010 года – это, по большому счету, конец минских соглашений-2. И — как вариант — возвращение к силовому противостоянию на востоке Украины. Недаром же, по инсайдерской информации, боевые действия могут возобновиться в апреле-мае, и именно об этом говорил Порошенко на заседании «военного кабинета». А раз такой вариант возможен, то лучше сразу попрощаться и с экономикой, и с инвестициями. Кстати, Президент об этом честно предупредил: «Украина живет в условиях войны, в условиях оккупированной территории. Мы должны посмотреть правде в глаза. Около 25% промышленного потенциала страны остановлено, 10% — физически разрушено. Расходы на оборону сегодня составляют более 90 млрд. гривен. При этом страна находит силы, чтобы это обеспечить. Пока идет война, инвестиции в Украину не придут, и людям нужно говорить правду».

Понятно, что при таких вводных быстрая и частая смена власти – на местном и на центральном уровнях – это «реальность, данная нам в ощущениях».

И Президент, и спикер этот вопрос вниманием не обходят. Пока лишь неясно одно: будут ли совмещены по времени местные выборы и перевыборы Рады, или их «разведут» по срокам. Спикер ВР сказал, что новый проект закона о местных выборах в Украине должен быть зарегистрирован в парламенте до конца апреля. В Раде была создана рабочая группа с участием депутатов, экспертов, представителей международных институтов, которая должна наработать "новые решения". Однако она пока находится в летаргической стадии, хотя подготовка к выборам на местах идет вовсю: и левые партии, и новые политсилы типа «Возрождения» Коломойского и старожилы политического поля типа «Батькивщины» уже делят между собой округа и регионы.

Но самый главный вопрос так и не решен (оттого и буксует комиссия ВР): по какой системе проводить выборы в органы местной власти? Партийные выборы с открытыми списками – это конец влияния Порошенко и Киева на ситуацию в регионах, по сути, это стихийная децентрализация, которая пройдет без всякого участия и контроля со стороны центральной власти. Смешанная система еще сработает, но под нее может не подписаться парламент, где усиливаются фракции Коломойского. А уж Днепропетровский губернатор явно не настроен видеть у себя на плече хозяйскую руку Киева. Отсюда и неуверенность спикера парламента, который на уточняющий вопрос, считает ли он несвоевременным изменение системы парламентских выборов, сказал: "Есть мнение, в том числе экспертного сообщества (считаю, что оно качественно), чтобы апробировать систему на местных выборах и затем внедрять точно такую же систему на парламентских выборах". Не исключено, что у Порошенко и Гройсмана просто нет иного выхода: и недаром блок Порошенко уже возвращает себе «старое» название – партия «Солидарность». Но партийные списки — только одна часть проблемы. А что «с обратной стороны Луны»? А там вопрос: как проводить выборы на территории ЛНР И ДНР? И это будет самым страшным испытанием, а также «бомбой», заложенной под нынешний парламент. Поэтому спикер не лукавит, когда говорит, что Верховной Раде, только предстоит «состояться как проевропейский открытый парламент». Явно, он имеет в виду не нынешний «переходной» состав ВР, ничего общего с европейскими тенденциями не имеющий. Недаром же Гройсман столько внимания уделил внутренним проблемам Рады: дракам, кнопкодавству, непрофессионализму, прогулам.

Стоит отметить, что и эксперты уже выставили Верховной Раде этого созыва далеко не самые высокие баллы. Традиционные болезни парламента 8 созыва: незаметная работа комитетов, низкая дисциплина, низкая культура, некачественные законы, которые «бракует» Европа, например, закон о люстрации. Но настоящие подводные камни, о которые рано или поздно разобьется парламентская «лодка», совсем другие. Первое: несмотря на все революционные веяния, войну и хотя бы отчасти обновленные списки, депутаты продолжили жить по старым правилам игры. Эти игрища мы уже наблюдали после первой оранжевой революции в 2005 м году, когда Витя и Юля занимались взаимными войнами , а не экономикой и политической стабильностью. Сейчас ситуация аналогичная, только вместо Юли и Вити — Петя и Сеня, а страна потеряла территории и «уложила» экономику. Второе: в парламенте нет оппозиции, «Оппо-блок» Бойко — не в счет, их фракция не провела ни одного законопроекта и не только не контролирует власть, но и срастается с нею. И это при том, что в обществе уже имеется запрос на левые силы, который будет расти по мере повышения цен и тарифов, урезания социальных пособий и выплат. Третье: в парламенте нет реальных представителей Юго-Востока, а это означает, что Украина де-факто «отказалась» от этих территорий. Чтобы вернуть их, хотя бы в сознании большинства украинцев, необходимо переформатировать ВР. Ну а эта Верховная Рада войдет в историю как самая некомпетентная, малограмотная и скандальная…

Читайте также по теме