Последняя парламентская неделя получилась скомканной. В четверг, 19 января, когда обычно у народных избранников наблюдается пик активности, депутаты разбрелись, и вечернее пленарное заседание пришлось закрыть сразу же после открытия. Однако пару важных законов под занавес пятой сессии принять все же удалось.
Закат эпохи маршруток
Парламентарии решили не словом, а делом наполнить городское пространство украинских мегаполисов европейскими стандартами и приняли закон о внедрении электронных расчетов в муниципальном транспорте – не зависимо от форм собственности (№4121).
Есть шанс, что в прошлом останется хамство «маршруточников» и их хозяев, грязные купюры, «забывчивость» водителей дать сдачу, а главное городская казна получит дополнительные средства. Ведь ни для кого не секрет, что талоны ни в одной киевской маршрутке не выдаются, учет пассажиров не ведется.
Закономерно начнется системное сопротивление нововведениям, но по факту Украина практически единственная страна в Европе, оставшаяся со своей системой оплаты транспортных услуг как в прошлом веке.
По словам Яники Мерило, советника министра инфраструктуры Украины, только в Днепре в 2016 году прогнозируется 377 млн проездов, из них большая часть — на автобусах-маршрутках. Объем оказываемых транспортных услуг — примерно 1,4 млрд грн. По самым минимальным оценкам, 20% транспортных услуг — в "тени", и полное внедрение электронного билета позволило бы вывести из "тени" примерно 350 млн грн в год. Это сравнимо с 4% городского бюджета, хотя не вся сумма, выведенная из тени, перейдет прямо в городской бюджет.
Глобально ждет своего решения вопрос монетизации льгот на проезд и электронный расчет за проезд – первый шаг в этом направлении.
Если порядок будет реально наведен, то рынок городских пассажирских перевозок станет интересен системным инвесторам, которые выведут на маршруты комфортные и вместительные автобусы с удобным интервалом движения.
Строить по-новому – все о нововведениях в сфере строительства
Верховный совет принял важный закон, по-новому регулирующий градостроительную деятельность (№4733-1).
Рынок первичной недвижимости занимает важное место в экономике страны, он прямо влияет на десятки смежных рынков и производств – металлургию, строительные материалы, производство мебели, тканей и пр.
Прямо неспециалисту разобраться в новых хитросплетениях разрешительной системы в сфере строительства очень тяжело, поэтому GolosUAнапрямую обратился за комментарием к эксперту по техническому обследованию зданий и сооружении, кандидату технических наук, академику Академии строительства Украины Анатолию Нечепорчуку:
— Новый закон — это «зрада» или «перемога»?
— Больше плюс, чем минус. Убрали категории сложности, оставив классы ответственности, тем самым оставили критерий уважения социальной опасности объекта, а не поклон сложности проектирования и строительства. Проблема — приведение нормативно-законодательной базы в соответствие за 4 месяца. Перевод бывшей III категории сложности под обязательность экспертизы и разрешительной процедуры тоже оправдана, учитывая возможность бесконтрольного строительства многосекционных жилых многоэтажек. Плохо, что никого не удивит коррупция на увеличенном контроле…
— Что такое «социальная опасность»?
— Класс ответственности определяется по результатам ожидаемых последствий. В случае ЧП с объектом — вычисляется по 6 параметрам: сколько человек живет в здании, сколько пребывает временно, сколько пострадает в результате ЧП (авария на подстанции отключает микрорайон), каков уровень финансового ущерба, последствия культурному наследию (если памятник культуры местный или национальный) и уровень техногенной безопасности по критериям МЧС.
— Больше всего общественность интересует – повлияют ли как-то законодательные изменения на незаконные стройки?
— Для объектов высотою более 4-х этажей становится обязательным разрешение на строительство при наличии проектной документации и экспертизы. То есть, это уже не декларативный принцип, когда о строительстве без проверенного или вообще без проекта застройщик Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСИ) только уведомлял. Возможна процедура ограничения старта и приостановки строительства, на что уже нашли управу. Сейчас такое незаконное строительство ведется на Кутузова 18/7. По моему обращению в ГАСИ с вопросом о законности городская служба сообщила, что с выездом на место проверили — есть строительство, но нет ответственного, вызвали полицию, не приехала, что можем сделать? Действительно, что? Шуруют дальше, не приходя в сознание.
— Отныне декларация от застройщика будет проверяться государством?
— Декларация регистрировалась всегда, но на проверку приведенных застройщиком данных давалось ГАСИ 120 дней, и проверка была необязательная, отсюда «договорняки». Теперь объекты со средними последствиями из этой категории переходят под процедуру обязательности контроля наличия документации и экспертизы ее качества, что снижает опасность проживания в них.
Международные мусорные отношения
Парламент ратифицировал изменения в международное соглашение о международных дорожных перевозках небезопасных грузов. Ими предусмотрена необходимость обеспечения безопасности при перевозке небезопасных грузов, в том числе во взаимодействии и разных видов транспорта, обеспечения возможности установления специальных требований по безопасности перевозок внутри и за пределами страны.
С одной стороны рядовая ратификация, не заслуживающая внимания, с другой – уж не собираются ли с целью пополнения прохудившегося бюджета завозить какую-то дрянь в Украину? Или недавние слова мера Львова Андрея Садового о том, что львовский мусор будет перевозиться на переработку в Польшу, получили законодательное подкрепление?
Главное не война, а маневры
Депутаты утвердили ежегодный план военных учений, которые будут проведены на территории Украины с участием представителей иностранных армий. Так, на территории полигона «Явір» пройдут учения с участием 13 тысяч человек, из низ из США -1500 человек, из других стран НАТО – 1500 человек. Учения будут проходить постоянно в течение года. Также будут проведены морские учения с участием 3500 человек, 15 кораблей, 10 самолетов и даже двух подводных лодок ВМФ США.
Потрачено на все учения будет 34,9 млн гривен.
Среди прочего депутаты утвердили график работы парламента на следующую сессию – работать они будут с 7 февраля по 14 июля, и установили новый праздник – День украинского добровольца (будет отмечаться 14 марта).
Кратковременный отпуск не все депутаты проведут в неге и безмятежности. Ситуация в стране накаляется, и многие уже почувствовали, что политическое будущее у них выскальзывает из рук. Именно потому мы наблюдаем деление Оппозиционного блока и судорожные попытки Парубия и Турчинова найти новый незапятнанный политический проект.
Новый политический сезон (6 сессия) будет открыт 7 февраля.