Парламентские партии Украины — в ожидании досрочных выборов в Раду

Самым выгодным бизнесом в Украине является политика. Украинские партии это своеобразные политические фирмы, которые являются ключевыми игроками и участниками этого рынка. Как и в бизнесе, чем он прибыльней, тем жестче в нем конкуренция и сложнее прорваться в «высшую лигу», снимающую основные «сливки». Когда партия вырождается, дискредитирует себя и лишается поддержки электората, украинские политики делают капитальный ребрендинг, создают новую парию или просто переходят в другую, более перспективную. Благо выбор более чем достаточный.

На сегодняшний день в Украине зарегистрировано более 350 политических партий. Причем около половины из них появились в последние три года. Украина – один из мировых лидеров по количеству политических партий и в разы опережает всех своих соседей. Например, в Румынии 124 партии, в Польше — 84, в РФ — 77, Словакии — 67. Жаль, но радоваться тут нечему: качество партий противоположно количеству.

Партии в Украине не выполняют своих основных функций. В первую очередь они не представляют и не защищают интересы украинцев, которые их избрали. Победив на выборах, политсилы пытаются максимально усилить свое влияние и представительство во властных структурах. Лишь постоянная угроза досрочных выборов, на которых некоторые могут лишиться власти, заставляет их заигрывать с электоратом.

Одно из любимейших занятий всевозможных «экспертов» — прогнозировать, когда состоятся досрочные выборы?! Сразу после выборов-2014 начали появляться «прогнозы» по досрочным. Секрет у «экспертов» простой. Осенью говорить, что выборы будут весной. А зимой и весной говорить, что выборы будут осенью.

На самом деле, досрочные выборы если и состоятся вообще, то произойдут лишь, когда этого захочет Президент и парламентское большинство. Пока ни Порошенко, ни основные фракции парламента в перевыборах не заинтересованы.

Практически все парламентские партии с большой вероятностью рискуют ухудшить свое представительство в Раде. Альтернативные политпроекты, задуманные как дополнительные «паровозы» попадания в Раду, усиленно формируются, но пока еще не готовы к успешной предвыборной гонке.

Ситуация в стране пока не настолько критична, как хотелось бы многим желающим с помощью масштабного кризиса спровоцировать переформатирование украинской власти. Все предыдущие попытки организовать «третий майдан» были провалены.  Надежды, что высокие тарифы все-таки приведут к массовым протестам и, возможно, досрочным выборам пока не оправдываются. Говорить о том, что инициировать внеочередные выборы в Раду может Запад – как минимум наивно, если не глупо. Западу не принципиально, какие политсилы будут в украинском парламенте. А спрогнозировать, как поменяется представительство фракций крайне сложно. Высока вероятность, что, за небольшим исключением, мы получим такой же состав, как и сейчас – с аналогичной эффективностью и качеством депутатов.

Ввиду этого можем констатировать, что досрочные парламентские выборы, хоть постоянно и присутствуют на политическом горизонте, их возможное проведение регулярно отодвигается.

Блок Петра Порошенко «Солидарность»

На сегодняшний день пропрезидентская «именная» БПП является классической партией власти. По результатам различных социологических исследований нынешний рейтинг партии колеблется на уровне около 7%. Это ровно в три раза меньше, чем партия получила на парламентских выборах в 2014 году.

Сейчас БПП – наибольшая парламентская фракция, насчитывающая в своем составе 142 народных депутатов. В случае проведения досрочных выборов предыдущий результат вряд ли удастся повторить. В то же время политсила активно занимается своим партийным строительством и развитием региональных ячеек. Так на осень 2016 БПП уже имела 1712 ячеек, 1687 (98%) из которых, были зарегистрированы в 2015 году. 

Постоянно нависающая угроза досрочных выборов заставляет отдельных депутатов и целые группы  внутри БПП присматриваться к альтернативным политическим проектам, благодаря которым они смогут сохранить свое присутствие в парламенте.

Рейтинг Блока напрямую зависит от рейтинга как лично Президента, так и украинской власти в целом.  Несмотря на критику власти и недовольство украинцев многими действиями, в случае досрочных выборов, БПП в Раду с высокой вероятностью попадет. Вопрос только в том, насколько уменьшится список победителей по сравнению с  2014 годом.

Подобная  ситуация приводит к тому, что многие члены БПП в качестве запасного варианта присматривают себе места в альтернативных политпроектах, либо пытаются параллельно развивать собственные.

«Народный фронт»

Лидер на выборах 2014 года, неожиданно для всех опередивший даже президентский БПП, очень быстро утратил свою электоральную поддержку и растерял рейтинг. На сегодняшний день рейтинг партии, получившей более 22% на предыдущих выборах в Раду, не превышает уровня статистической погрешности. По самым оптимистическим расчетам рейтинг партии – около 1,5%. 

Благодаря успеху 2014 года, сейчас партия имеет вторую по величине фракцию, в которую входит 81 народный избранник. В случае роспуска парламента НФ имеет весьма призрачные шансы набрать на выборах более 5% необходимых голосов и попасть в следующий состав Рады. Из-за подобной ситуации члены Народного фронта в спешном порядке подыскивают себе различные запасные варианты, благодаря которым они смогли бы сохранить свое депутатство.  Примечательно, что депутаты от НФ, как ни от какой другой политсилы, стараются в публичной плоскости популяризировать в первую очередь свою персону, оставляя партийную принадлежность «где-то за кадром».

Исключать полностью, что НФ все же может при определенном везении и успешной кампании провести уменьшенную фракцию в парламент тоже нельзя. У партии есть все для этого необходимое: и кадры, и ресурсы, и влиятельные покровители. А рейтинг – все-таки показатель меняющийся, сегодня низкий, а завтра и нарастить можно. Плюс ко всему следует отметить, что, несмотря на почти нулевые рейтинги, партия не забывает про партийное строительство. По последним данным у партии более 630 партийных ячеек по всей стране.

«Самопомощь»

Надежда украинского среднего класса и один из главных феноменов избирательной кампании 2014 года — партия «Самопомощь» не смогла развить успехи и не оправдала многих надежд, которые на нее возлагали «евроромантики». Партия «нового типа», как ее любили называть некоторые сторонники, во многом обязана своей прежней победе позитивному, на тот момент, имиджу Львова и его мэра Андрея Садового.

Никто из «политиков нового типа» от «Самопомощи» никак  не смог проявить себя в парламенте и не стал «звездой» всеукраинской политики. Наибольший же урон имиджу партии и ее рейтингу нанес скандал со львовским мусором. Вопреки разрушительному влиянию «мусорной истории» на имидж «Самопомощи», партия сохраняет неплохие шансы на прохождение в следующий состав  Верховной Рады.

По результатам последних социологических исследований рейтинг партии составляет более 5%. По сравнению с почти 11% на выборах в 2014 году, поддержка избирателей упала ровно в два раза. В случае досрочных выборов в ближайший период результат партии будет во многом зависеть от того, насколько партия сможет дистанцироваться от истории со львовским мусором, а, возможно, и от своего лидера Садового.

Партии следует более активно продвигать новых лидеров, а также подумать об отчете для избирателей, чего партия добилась за годы присутствия в парламенте. Ибо еще раз въехать в Раду на имидже Львова и Садового уже точно не получится. Также, если партия рассчитывает на статус всеукраинской политсилы, необходимо расширять сеть партийных структур. Имеющихся чуть более 190 партийных ячеек явно недостаточно для полноценного представительства и функционирования партии.

«Оппозиционный блок»

Оппоблок – политическое образование под выборы 2014 года, поспешно созданное на осколках Партии регионов. Во всех отношениях это часть ПР: депутаты, партийные структуры, активисты, электорат и спонсоры. От былого величия регионалов остались  в основном воспоминания. Набрав на выборах в 2014 чуть более 9%, сейчас Оппоблок имеет рейтинг около 6%. Даже до следующих выборов этот политпроект вряд ли доживет в нынешнем  виде.

Информация о расколе в рядах Оппоблока ходила уже давно и сейчас является общеизвестным фактом. В партии ждут лишь удобного случая, чтобы официально оформить «развод» на части. Как минимум на осколках этого осколка  может появиться две политсилы. Первую оформит группа так называемых «газовиков» — Бойко и Левочкин в партнерстве с Фирташем. Вторую —  «ахметовская» группа Колесников и Новинский.

Пока не совсем понятно, останется ли бренд «Оппозиционный блок» и к какой из сторон он отойдет. Решение, вероятно, будет принято ближе к выборам с учетом рейтингов брендов, связанных  с данными группами политиков.

Однозначно можно сказать, что, независимо от того под какими названиями и партийными брендами будут идти на выборы данные политические группы, они будут иметь  свое представительство  в следующем парламенте.  У них есть относительно устоявшийся электорат, ресурсы, в том числе финансовые и медийные, относительно развитая, хоть и подкосившаяся революцией партийная сеть. До своего краха Партия регионов имела наибольшую функционирующую сеть партийных структур. В ней насчитывалось более 30 тысяч партийных ячеек. Официально за Оппоблоком  числится немногим более 650 партийных ячеек по Украине. В то же время можем с большой уверенностью сказать, что ОБ имеет все возможности использовать ресурсы, структуру и потенциал остатков ПР в местах своего базового электората.

«Радикальная партия»

От радикализма в партии только название и радикально популистская риторика лидера. Ляшко очень умело манипулирует общественным мнением, очень тонко чувствует конъюнктуру и умеет использовать ситуацию в свою пользу. Нужно отдать должное, вся эта политсила обязана своим существованием исключительно его популистским заявлениям и умению специалистов по коммуникациям развить его скандальную известность.

Набрав на выборах в 2014 году 7,4%, радикалы Ляшко получили 21 мандат и сформировали пятую по численности фракцию Рады. В некоторые периоды  после выборов рейтинг РПЛ возрос еще значительнее, чем некоторое время объяснялись его  радикально оппозиционные наезды на власть и персонально в адрес Президента. В такие периоды, «на волне успеха», Ляшко был одним из наибольших сторонников проведения досрочных выборов в парламент. Сейчас же рейтинги Ляшко и его  партии немного превышают проходной барьер в 5%. Поэтому его радикализм сейчас немного поутих, требований о досрочных выборах не слышно вообще.

В случае досрочных выборов партия имеет шансы пройти в следующий состав Рады. Хотя улучшить свое представительство политсиле будет крайне тяжело. Скорее всего, РПЛ получит идентичный результат, что и имеет сейчас. Тратить деньги, ресурсы и силы, чтобы получить тот же результат радикалы не особо горят желанием.

Не особо настаивая на выборах, радикалы все же к ним потихоньку готовятся и занимаются  партийным строительством региональных партячеек. На осень 2016 года партийных ячеек радикалов насчитывалось не менее 736 штук по всей Украине. Например, это больше, чем на то время насчитывалось у Оппоблока, Народного фронта или Самопомощи.

«Батькивщина»

Партия Тимошенко является самым ярым сторонником и борцом за досрочные парламентские выборы. Результат на выборах 2014 года был недоразумением и шоком для всех представителей «Батькивщины». Партия, вложившая колоссальные силы, средства и ресурсы, едва преодолела проходной барьер. Набрав всего чуть более 5% партия оказалась на последнем месте, среди прошедших, с наименьшей фракцией в 21 мандат.

Это оказался сильнейший удар по амбициям, как членов партии, так и ее несменного лидера Юлии Тимошенко. После оглашения результатов голосования в штабах в полушутку — полусерьез говорили, что если бы «Батькивщина» не вела вообще никакой предвыборной кампании, ее результат мог бы быть больше. Отчасти наверно так и было. Об ошибках, приведших к такому несолидному результату можно рассуждать долго, но среди основных можно назвать несколько. Уже тогда у многих, в том числе и у членов партии, вызывала недоумение авантюра с «первой пятеркой» списка. Назначение первым номером, никому на то время не известной, нефотогеничной и мужеподобной Н. Савченко было диверсией против партии. Многие понимали это еще тогда, позднее это стало очевидно всем. Также  безуспешным можно считать и две основные темы избирательной кампании: «Савченко» и «НАТО». Ни первая, ни вторая тема не нашла должного отклика у избирателей и не принесла партии дополнительных баллов.

На сегодняшний день можно считать большой удачей партии «Батькивщина», что ей полюбовно и без скандалов удалось разойтись и дистанцироваться от политического фрика Савченко. «Удивительно, но факт», на сегодняшний день избиратели практически не ассоциируют Н. Савченко с политсилой «Батькивщина», а ее сумасбродные выходки и неадекватные заявления никоим образом не влияют на имидж и рейтинги партии.

Читайте также по теме