Андрей Кислов
17:04 23/12/2016

Парламентский год: как Рада стала придатком Администрации Президента

Только 7% поданных депутатами законопроектов становятся законами, а из президентских законопроектов — 81%. Эксперты констатируют, что с помощью парламента Президент укрепил свою власть, но коалиция, дескать, поддерживается искусственно – досрочные выборы в Раду неизбежны.

 

Треть законопроектов — «законодательный спам»

В пятницу, 23 декабря, Верховная Рада провела последнее в этом году заседание. Ранее, ровно в три ночи в среду, 21 декабря, депутаты внесли изменения в календарный план проведения V-й сессии парламента VIII-го созыва, заменив пленарные заседания с 10 по 13 января на работу с избирателями. Cделали это до принятия госбюджета,  за который проголосовали только в 4:53 утра. Таким образом, депутаты еще на неделю фактически продлили  себе новогодние каникулы, и должны будут собраться на рабочем месте только 17 января.

Что же так утомило народных избранников? Коэффициент производительности работы действующего парламента (соотношение количества зарегистрированных законопроектов количеству принятых) составляет лишь 11%. Это больше, чем в прежнем парламенте (10%), но значительно меньше, чем в прежние времена. Для сравнения: VIсозыв принимал 19% зарегистрированных законопроектов,  IVсозыв- 14%,  IIIсозыв- 29%.

Напомним, нынешний состав Верховной Рады принял присягу  27 ноября 2014 года. Таким образом, миновало уже два года работы нынешнего созыва, при котором состав парламента  обновился на 56%.

За это время 81% законопроектов, инициированных Президентом за два года деятельности Верховной Рады, стали законами. Почти треть (29%) правительственных законопроектов, внесенных в парламент, были приняты. Зато среди зарегистрированных депутатами законопроектов только 7% (каждый пятнадцатый) вступили в силу, сообщила представитель ОПОРы Ольга Айвазовская.

Эксперты отмечают, что Верховная Рада превратилась в пассивный придаток при Кабмине и Администрации Президента, констатируют непрофессионализм депутатов и их склонность к самопиару. Так, за два года работы ВР VIII созыва в Министерство финансов Украины поступило на экспертизу 4583 законопроекта. Из них 1579 были признаны невозможными к реализации.

«Популизм – одна из ключевых проблем Верховной Рады этого созыва. Депутаты часто подают законопроекты, которые нереально воплотить, поскольку на них просто нет средств», — говорит председатель Комитета избирателей Украины  Алексей Кошель.

Он подчеркнул, что,  не указывая  стоимости реализации законопроектов  и источников финансирования, многие депутаты регистрируют «законодательный спам».

Почему они так поступают? Количество поданных законопроектов  – показатель работы депутата наряду с посещением заседаний и выступлениями с трибуны. О них нардепы отчитываются перед избирателями. Реалистичность не имеет значения. Так, 99 депутатов не могут продемонстрировать ни одного принятого закона, хотя числились авторами десятков инициатив.

Среди раскритикованных экспертизой Минфина, каждый второй законопроект депутатов Оппозиционного блока, ихнереально воплотить  из-за нехватки средств.  Без шансов реализации подано  47% законопроектов группы «Видродження» и 45% — «Воли народа». Нереализуемы 35% инициатив «Батькивщины».  У Блока Петра Порошенко и Радикальной  партии по 33% пустых законопроектов. У «Народного фронта» и «Самопомочи»  по 29%.

Укрепили вертикаль, но…

Подавая зачастую сомнительные законопроекты, нардепы исправно поддерживают инициативы Президента и его команды.При этом лидеры фракций позаботились и о собственной власти. В феврале был принят закон  №3700,прозванный «законом о партийной диктатуре». По нему партиям позволено исключить депутатов, и кандидатов из избирательного списка после выборов авторами документа выступили Юрий Луценко (тогда — лидер фракции БПП), Юлия Тимошенко, Олег Ляшко, Олег Березюк и Максим Бурбак — руководители всех фракций, кроме Оппоблока.

В апреле с поддержкой парламента Президент взял под контроль исполнительную власть, получив  в качестве премьер-министра своего ставленника Владимира Гройсмана . А в мае парламент принял изменения в закон о прокураторе ради президентского кума Юрия Луценко —  генеральному прокурору разрешили не иметь юридического образования.

Затем 335 голосов  получило принятие изменений Конституции в части правосудия, предложенное  Администрацией Президента. По экспертному мнению, глава государства получил значительное влияние на судебную ветвь власти.

В дополнение к этому,  в ночь на 21 декабря в Верховной Раде был принят президентский закон «О высшем совете правосудия», который  обеспечит механизмы представления согласия на задержание или арест судей. Из  процесса назначения судей исключается парламент, а  их иммунитет существенно ограничен.

Значительная часть работы Верховной Рады была посвящена законопроектам, направленным на выполнение требований МВФ и достижения безвизового режима с Евросоюзом. Но безвизовый режим пока Украине не предоставлен. А МВФ выделил в сентябре лишь один транш  на 1 млрд долларов. И выдвинул новые требования.

Ранее Национальный банк ожидал предоставление следующего транша МВФ в размере 1,3 млрд долларов до конца текущего года. Теперь заговорили о январе.  А в обновленном меморандуме сотрудничества Украина обязалась перед МВФ разрешить продажу земли и принять закон о постепенном повышении пенсионного возраста. Но этими вопросами депутаты займутся после зимних каникул.

Политолог Алексей Якубин считает, что под предлогом «требований МВФ» парламент принимает законы лоббирующие интересы властей. 

«Говорят: «Ну это же не мы, это МВФ требует. А, на самом деле, лоббируют чьи-то интересы. Плюс, параллельно с этим, все негативы тоже перекладываются на МВФ. Это как бы не решения правительства, а МВФ требует. Получается, что МВФ — это универсальный способ объяснения любого негатива», — говорит он.

Политолог подчеркивает, что  на самом деле, МВФ не выдвигает конкретных требований. «Фонд ставит только определенные критерии, например, по поводу сбалансированности бюджета. А как правительство этого достигнет, оно само предлагает. Инициирует все эти изменения, но потом прикрывается МВФ», — подчеркнул он.

Так, требованиями МВФ объяснялся ряд положений закона о бюджете на будущий год. Алексей Якубин констатирует  перераспределение всех ключевых рисков на граждан и уменьшение социальных обязательств государства перед гражданами.

Нардеп Сергей Каплин заявил в СМИ, что наибольшую выгоду от принятого госбюджета-2017, в первую очередь, получили крупные аграрные компании, представители которых имеются абсолютно в каждой фракции ВР. «Огромный куш сорвал Олег Ляшко, который взяткой в 600 млн грн на черниговские пожарные машины вышел просто на VIP-уровень», — заявил он. Этим, дескать, объясняется голосование фракции Радикальной партии за госбюджет.

Его поддержку поясняют и «покупкой» голосов путем выделения средств на социально-экономическое развитие отдельных территорий. Во время первого чтения проекта бюджета по настоянию мажоритарщиков на эти цели направили 1 миллиард гривен. Но в принятом документе статья увеличилась еще на 3 млрд.

Руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев полагает, что коалиция поддерживается искусственно, и «нынешний парламент попросту уйдет в небытие, это всего лишь вопрос времени». Он прогнозирует досрочные парламентские выборы: «все отрицают, но готовятся активно. Процесс пошел».

Читайте также по теме