Партийные “крыши” “Нибулона”, или Как выжить при любой власти

Интерес к офшорам “Нибулона” заставил нас обратиться с конкретными вопросами, по какой цене компания продавала зерно своим “дочкам” в Швейцарии и Голландии, а по какой они на мировом рынке? Кто официально торгует этим зерном на мировом рынке — ООО СП “Нибулон” или его офшоры? Существует ли  долг украинского “Нибулона” перед ними? А пока мы ждем ответов, выскажем оценочное суждение о политическом компоненте развития “Нибулона”.

Успех “Нибулона” не в последнюю очередь связан с умением Алексея Вадатурского и его сына Андрея ловко “нырять” под власть. Это означает, что партия, находящаяся в данный момент при власти, становится фаворитом миллионера и получает финансирование. Если схема дает сбой, наш герой меняет не тактику, а партию. Идеология значения не имеет.

На старте СП “Нибулон” в 1993-ем  “партией” Вадатурского был Николай Круглов  — сначала замглавы Николаевского облисполкома, а потом нардеп и губернатор области. Без его помощи нынешняя аграрная империя  вряд ли состоялась бы. Именно Круглов позволил  Вадатурскому в 90-е  приватизировать (забрать за долги) первый колхоз. А 2002 году помог  приобрести 7 га земли в СЭЗ «Николаев», к которому, помимо льготного налогообложения, прилагалась аренда морской акватории.

Так как Круглова считали человеком Президента Леонида Кучмы, он был народным депутатом и губернатором от Партии регионов, Николаевское областное отделение ПР ни в чем не нуждалось. В ответ, в 2004 году Кабмин Виктора Януковича разрешил открыть на территории «Нибулона» пункт грузовой таможни.

В 2005 году на политическом небосклоне замаячили перемены. И Вадатурский нашел путь перехода в «оранжевый лагерь» при помощи лидера УНР Юрия Костенко. Кстати, Костенко оказывал услуги “Нибулону” и позднее, во время известного конфликта с Юрием Иванющенко (Енакиевском) при Януковиче.

В 2006 году к удивлению многие земляков хозяин «Нибулона» баллотируется в Николаевский горсовет от Народного Руха.  Местное отделение президентской “Нашей Украины” так же не страдает  — пресса и и наглядная агитация, как пишут СМИ, содержались за счет “Нибулона”.

И снова сотрудничество с властью дало результат: в 2007-го Президент Виктор Ющенко присваивает звание Героя Украины Алексею Вадатурскому и его ближайшему другу и партнеру Николаю Романчуку — директору судостроительного завода “Океан”,  члену “Нашей Украины”. Именно Романчук начинает строить для Вадатурского его флотилию. Они часто фотографируются вместе, с золотыми звездами на груди.

Но у медали оказалась обратная сторона. В 2016 году Романчук был задержан при получении взятки в 100 тыс. долларов, у него нашли «черную бухгалтерию» и клад с драгоценностями, которые показали в телеэфирах на всю страну.  Вадатурский-старший даже не подумал вносить залог в 5,5 млн грн за приятеля (это сделал сын Романчука), а Вадатурский-младший вывалял папиного партнера в грязи, размышляя в интервью “Одно из двух: либо Романчук нес долю и его банально «слили»; или наконец в Киеве услышали проблемы Николаевской области, и  решили разорвать тот круг договорняков, по которым нашу область отдали на откуп «Народному фронту». С изменениями в правительстве и в ГПУ я надеюсь, что это второй вариант».

Почему летят камни в огород “НФ”? Потому что летом 2016 года Андрей Вадатурский все еще убежденный член партии “Солидарность”. Хотя  с февраля 2016 года  —  уже не глава Николаевской организации БПП: эту должность отдали популярному волонтеру Юрию Бирюкову.Но из парторганизации пока не выходит. Возможно, ему жалко потраченных денег.

Как пишет «Главком», «Рекондсменом із залучення коштів за три квартали поточного року став миколаївський осередок БПП. У першому кварталі представництво отримало 416 тис. грн, серед яких 336 тис. грн – внесок ТОВ СП «Нібулон», кінцевим бенефіціаром якого є Олексій Вадатурський, 14-й номер у рейтингу найбагатших українців від Forbes. Син Вадатурського – Андрій – є чинним нардепом від «Солідарності».

Впрочем, по отработанной годами схеме, инвестиции в партию, Вадатурские попытались конвертировать в так любимую ими публичную поддержку от власти: в октябре 2015 года удалось организовать визит Президента на судостроительный завод «Нибулон».

Однако, вянваре 2017 года, когда популярность БПП, согласно соцопросам, упала, а страх, что могут забрать депутатский мандат, прошел, партийные оковы все-таки были сброшены, а на гора выдано интервью: “Андрій Вадатурський: БПП – це партія влади, яка вже нікому не потрібна”. Видимо, обида за назначение Бирюкова,  перевесила-таки партийные преференции.

Вообще, в последнее время Вадатурские демонстрируют слишком много новых обид и часто вспоминают старые. Они обижены на БПП, Мининфраструктуры, местную власть, прессу, в целом на “непрофессионалов во власти”. Даже бывшего губернатора, теперь пенсионера Николая Круглова, Андрей Вадатурский “догнал” обвинением, что он требовал отдать долю в  компании Юре Енакиевскому. А так же обвинил в отжиме  завода “Океан” у Николая Романчука, который, впрочем, тоже списан с дружеских счетов, как попавшийся на взятке.

Круглов и Вадатурский публично ссорились и мирились в 2010-2012 гг., а в 2013-ом николаевские СМИ даже писали о планах Алексея Афанасьевича возвратиться под крыло ПР и баллотироваться в Верховную Раду с согласия “регионалов”. Но сейчас от прежних сплоченных отношений не осталось и следа. Круглов говорит, что с Вадатурским он больше не общается, напоминает, что помогал ему в становлении бизнеса и стыдит за упреки в свой адрес. Обвинения называет “интерпретацией” и неправдой.

Параллельно с накоплением обид, Вадатурские накапливают долги. Хотя компания и опровергает угрозу дефолта, а ЕБРР подтверждает, что платежи на сегодняшний момент выполняются, вопрос, удастся ли и дальше обслуживать в полном объеме текущие обязательства по возврату международных кредитов, широко обсуждается в СМИ.

Амбициозные проекты строительства своей торговой флотилии,  речного пассажирского флота на подводных крыльях (при практически полном отсутствии адекватного спроса на рынке),  расширение сети перевалочных терминалов, интерес к Херсонскому речному порту, стоимостью $56 млн., — могли бы вызвать восторг, если бы не одно “но”.

Согласно появившейся информации, общий объем обязательств ООО «Нибулон» в 2016 году достиг $474,3 млн. При этом объем текущих обязательств, подлежащих погашению в течение года, составляет $316,5 млн. А вся выручка предприятия за 9 мес. 2016 года составила $363 млн. В том числе операционная прибыль — $54,2 млн, чистая — всего $3 млн. До этого, два года подряд компания демонстрирует высокие убытки —  $243,7 млн. в 2014-ом и $92 млн. в 2015-ом.

Налог на прибыль “в минусе” четыре года: — $9,4 млн по 2013 году, — $1,3 млн в 2014-ом,  -$0,2 млн, в 2015-ом и — $ 0,3 млн в 2016 -ом (за 9 мес.). Хотя прибыли, возможно, и есть, но они скрыты за трансферным ценообразованием зерновых сделок при помощи Nibulon S.A. (Невшатель, Швейцария) и Nibulon Trading BV (Утрехт, Голландия).

Параллельно ООО “Нибулон” продолжает прирастать землей. По данным издания “Реалист”, за два года депутатства Андрея Вадатурского, члена комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений, агрохолдинг  увеличил свой земельный банк еще на 5 тыс. га. И сейчас обрабатывает 82,5 тыс. га земли.

А тут еще и  другой член этого же аграрного комитета, народный депутат Алексей Мушак, о котором “Главком” пишет, что он… родственник Вадатурского, в феврале внезапно развил бурную деятельность вокруг срочного открытия рынка земли.

В целом все это выглядит так, что наши герои вошли в азарт, набрав огромное количество кредитов на строительство судов. От бурной деятельности с портами и речным транспортом, перешли к лоббированию срочной продажи земли. Земля — это новые кредиты; новые кредиты — это опять суда и снова земля. И все это в условиях больших долгов и малых прибылей (либо убытков).

Как тут не насторожиться: опыт гигантомании многих агрохолдингов, причем, не только в Украине, которые росли по аналогичной  схеме, показывает: добром такая стратегия не заканчивается. То, что текущие платежи обслуживаются вовремя, безусловно, позитивный факт. Но у “Мрии”, “Креатива” “Синтал Д” тоже поначалу  все было хорошо…

Логично предположить, что “распухание” агроимперии Вадатурского — это путь к заветной цели: доминированию на зерновом рынке Украины, чтобы потом побороться с российскими компаниями за зерновой рынок Египта. Или не побороться, а просто разделить его.

Тем более, что  Египет с января 2017 года изменил и усложнил условия работы зернотрейдеров. Было создано Генеральное агентство по надзору за поставками зерна GOEIC, ликвидированы 4 предыдущие надзорные инстанции, и открыта специализированная зерновая биржа Egycomex. Означает ли это, что выигрывает сильнейший, мы пытались узнать в своем запросе, но ответа пока не получили.

Опять же не забываем, что упомянутый в предыдущем материале директор швейцарского офшора Nibulon S.A. Дэвид Кларк  (уволенный в январе 2017 года) одновременно являлся директором аналогичных оффшорных структур в Швейцарии крупнейших российских экспортеров зерна. Кстати, об этом мы тоже спросили. И тоже ждем ответа.

Читайте также по теме