Арест Юлии Тимошенко был не самой неожиданной, а скорее прогнозируемой ситуацией после победы Виктора Януковича на президентских выборах. Тем не менее, власть из всех возможных поводов для преследования экс-премьера выбрала самый неудачный – газовые отношения с Россией. Неудачный, потому что в этом вопросе переплелись интересы очень большого количества сторон.В России обвинение против Тимошенко восприняли однозначно – как личный выпад против премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина и заключенных им и Тимошенко газовых соглашений.
Впрочем, украинская власть и не скрывает, что одной из задач, которую она ставит перед собой – как раз пересмотр этих самых договоров с Россией. Поскольку вопрос о газе более политический, чем экономический, а Украина на данный момент является основным его транзитером в страны Евросоюза, то любые изменения договоренностей с Россией повлияют и на Европу. А значит, в предверии нового отопительного сезона и Европа пристально наблюдает за ходом «дела Тимошенко».
К тому же, западные политики, которые никогда не видели в Украине партнера, всегда рассматривали ее как объект своих интересов и козырную карту в игре против России, получили дополнительный инструмент влияния на украинскую власть, выторговывая для себя все более выгодные условия в соглашении о создании зоны свободной торговли.
Уже сейчас по изменившейся риторике украинского МИДа видно, что давление ЕС начало давать свои отрицательные для Украины результаты. В частности, если еще в начале года украинские политики и чиновники лихо заявляли о том, что соглашение об ассоциации с ЕС будет осенью 2011 года, а вместе с ним и наступит счастливая эра безвизового передвижения украинцев по Европе, то теперь сроки соглашения переносятся уже на зиму, а министр иностранных дел Украины заявляет, что для безвизового режима осталось совсем чуть-чуть… два–три года. Может, по министерским меркам это и чуть-чуть, но по сравнению с заявлениями полугодичной давности, на лицо явный регресс в отношениях.
29 сентября в Варшаве начался саммит «Восточное партнерство», на котором присутствуют и Виктор Янукович. Европа ждет каких-то внятных пояснений о дальнейшей судьбе Юлии Тимошенко. Европейцев Тимошенко сама по себе не волнует, но поскольку она является элементом политической игры, политикам хочется иметь четкое представление о том, какой именно линии поведения в отношениях с Украиной придерживаться. А для этого Западу важен недвусмысленный ответ Януковича: посадят ее или выпустят. Попытки же и дальше уклоняться от ответа на этот вопрос приведут к еще большему охлаждению отношений с Европой.
В этой ситуации у украинского Президента есть несколько возможных вариантов действий. Первый: попытаться убедить европейцев, что он не вмешивается в ситуацию, процесс будет развиваться так, как предполагают нормы украинского законодательства. Этот вариант равносилен сохранению неопределенности. Второй вариант: дать гарантии, что в ближайшее время дело закончится оправдательным приговором или наоборот – Тимошенко все-таки посадят.
И, наконец, третий вариант, позволяющий Виктору Януковичу и лицо сохранить, и так и не дать четкого ответа, может стать уверение европолитиков в то, что в силу сложившихся обстоятельств он даст поручение Генеральной прокуратуре еще раз разобраться в обстоятельствах дела и проверить законность и обоснованность выдвинутых против Тимошенко обвинений. Это даст ему возможность продолжить затягивание процесса над подсудимой, соблюдая при этом все формальные процедуры и создавая видимость невмешательства и отсутствия личной заинтересованности в каком-либо конкретном исходе дела.
Что же выберет Виктор Янукович, мы узнаем в течение двух дней саммита.