Как известно, одним из главных атрибутов Пасхи считается пасхальное яйцо ярко красного цвета. Люди верующие говорят, что его цвет символизирует жертвенную кровь Христа, а само яйцо является символом воскресения и вечной жизни. Впрочем, этот характерный атрибут был заимствован христианами еще у язычников, которые тоже считали яйцо символом оживления, возрождения и обновления жизни. Недаром обычай раскрашивать яйца приходился именно на весенний период, когда земля оживала после зимнего сна и природа возрождалась к новой жизни.
Птичье яйцо, с одной стороны, символизирует нашу галактику, а с другой — круговорот и бесконечность, начало всякого возрождения к жизни. Поэтому, у древних славян был такой обычай: как только весна начинала вступать в свои права, они красили вареные яйца в разные цвета — синие, красные, желтые в знак цветения первоцветов, которыми покрывались весенние луга и леса. Затем складывали их в корзину или специальный ящичек, куда заранее насыпали разного зерна и выставляли его в укромное место поближе к солнцу. Зерна прорастали под теплыми солнечными лучами и поднимались зелеными побегами, а среди них как цветы бога солнца Ярила ярко выделялись разукрашенные яйца. К этому же дню готовились и особенные кушанья, смысл которых заключался в приходе весны, тепла, огня, жизни и любви. Подобный обычай существовал и у многих европейских народов, а затем органично ассимилировался с христианским контекстом и прижился как пасхальная традиция.
Пахальный фонтан.
В частности, и традиция одаривать друг друга праздничными яйцами также пришла к нам из древних времен. «Дорого яичко к Христову дню» — говорили, обмениваясь, свяченными пасхальными яйцами, наши предки. Обычно яйца красились в природные цвета. Для этого использовались красители, которые были под рукой (кора деревьев, шелуха лука, сок растений). Способы окрашивания пасхальных яиц натуральными красителями передавались из поколения в поколение от матери к дочери. Наиболее распространенным было окрашивание с помощью луковой шелухи, от количества которой зависел цвет яичной скорлупы (чем ее больше, тем интенсивнее и насыщеннее был цвет — от светло-коричневого до темно-коричневого). Яйца зеленого цвета получали, если в воду добавляли молодую зелень озимых всходов, щавель или шпинат. Отвар высушенных соцветий ольхи давал фиолетовый оттенок, дубовая кора — золотистый, шафран или желтая резеда — желтый, а различные оттенки красного можно было получить, сварив яйца вместе со свеклой или вишневой корой.
Пасхальный букет.
Одноцветные яйца назывались крашанками или галунками и в зависимости от цвета имели определенные свойства. Их обязательно святили во время Пасхальной службы и приписывали им магическую силу. Поэтому считалось, что если такое яйцо было подарено с искренними и светлыми пожеланиями – оно могло творить чудеса. Недаром, с таким яйцом выгоняли первый раз на выпас скот или закапывали в первую борозду, чтобы был хороший урожай, и даже бросали в горящее здание, чтобы прекратить пожар… Наконец, существовало поверье, что такое яйцо помогает кладоискателям, ибо всякий клад, как известно, охраняется специально приставленной к нему нечистой силой. А, увидев человека с пасхальным яйцом, черти непременно испугаются и кинутся врассыпную, оставив клад без охраны, — тогда его можно легко откопать.
Еще большую силу имели пасхальные писанки – их не просто раскрашивали в разные цвета, а еще и украшали орнаментом. Когда-то главным предназначением писанки было соединение любящих сердец для продолжения рода. Наши предки связывали с таким яйцом надежды на счастливый брак, долгую жизнь, богатый урожай, достаток и согласие в семье. Кстати, писанками никогда не поминали мертвых — для такого случая, а также для разговения, ритуальных игр и прочих магических действий, связанных с очищением души или исцелением от болезней, было вареное яйцо.
А для писанки, наоборот, использовались только сырые и полные яйца, ведь это был символ полноты жизни, оплодотворение и продолжения рода. А с пустой писанки, как известно, ничего не могло родиться. С помощью специального устройства, воска и красителей на яйцо наносились традиционные символы и узоры, каждый из которых имел свое значение и тайный смысл. Поэтому мастера могли «закодировать» на писанке целое послание с пожеланиями на любой конкретный случай: помолвку, свадьбу, рождение ребенка, крестины, новоселье и т.д.. Таким образом, писанка была еще и оберегом и защитой. И удивительное дело, такое яйцо не портилось и не протухало.
Каждая писанка — это настоящий космос, настолько глубоким и обширным было значение этого символа для украинцев, — считают исследователи национальных традиций, — в такой писанке была закодирована молитва наших предков или даже генетический код нации. Преимущественно, эти молитвы были к природе, у которой наши предки просили дождя во время засухи, богатого урожая, здоровья для себя и своих родных, продолжение рода, спасение души …
В наше время, к сожалению, мало кто знает об истинном предназначении писанки и может растолковать ее загадочную символику. Мы ее воспринимаем скорее как сувенир, как украшение, или даже как модный и стильный пасхальный аксессуар. Сегодня на смену традиционным крашанкам и писанкам, для которых использовались только куриные яйца, пришли самые разные декоративные яйца — гусиные, индюшачьи, страусиные, деревянные, стеклянные, пластмассовые и даже шоколадные.
Яйца декупаж.
Такое же разнообразие техники и декора. Теперь на пасхальные яйца клеят яркие наклейки, декорируют оригинальной техникой декупаж, украшают бисером, оплетают тоненькой проволокой, заворачивают в яркую ткань и даже с помощью специального устройства вырезают изящные узоры на яичной скорлупе. Но и эта традиция, оказывается, не такая уж новая.
Скажем, яйца, оплетенные проволокой или цветными нитками, покрытые сеточкой-узором давно были распространены в Чехии, Словакии, Хорватии, и Венгрии. А яйца – раскраски, украшенные рисунками, нанесенными на скорлупу, готовили в Германии, Франции и Великобритании еще несколько столетий назад. В этих же странах мастерицы умели делать яйца-вышивки: куриное яйцо обшивалось специальной тканью, а по ней крестиком вышивались пасхальные узоры. Затем такими яйцами украшались пасхальные дерева и составлялись букеты. Эта традиция сохранилась со времен кельтов, которые в первом тысячелетии до нашей эры заселяли практически всю территорию современной Европы. У этих древних племен был обычай — развешивать в своих священных рощах на ветках деревьев цветные яйца, чтобы ускорить приход весны. Вероятно, оттуда в Германии сохранилась еще одна интересная традиция — украшать пасхальными яйцами колодцы и фонтаны.
Пасхальное дерево в Германии.
Отдельно нужно выделить ювелирные яйца, изготовленные из золота, серебра и драгоценных камней, которые были традиционным подарком к Пасхальным праздникам в кругу аристократии. Самыми известными из них были уникальные изделия знаменитой фирмы Карла Фаберже. В течение 1885 — 1917 годов этой ювелирной фирмой была изготовлена серия оригинальных яиц, в том числе 54 яйца — на заказ императорской семьи. Таким образом, словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом изысканного вкуса, роскоши и богатства императорского дома в дореволюционной России. Каждое такое яйцо представляло настоящий ювелирный шедевр, было покрыто драгоценными металлами, инкрустацией и драгоценными камнями. У каждого яйца было название и свой секрет: оно открывалось, а внутри был заложен сюрприз — не менее изысканный и ценный, чем внешняя оболочка.
Яйцо "Ландыши" ювелирного дома Фаберже.
В наше время по такому же принципу изготавливают шоколадные яйца «Киндер-сюрпризы», внутри которых находится небольшой пластиковый контейнер с игрушкой или сувениром. Производство шоколадных яиц было начато в 1972 году итальянской компанией «Ferrero» и за это время ее продукция стала чрезвычайно популярной во всем мире. Особенно любят шоколадные яйца с сюрпризами дети, но и среди взрослых есть такие чудаки, которые охотно собирают маленькие игрушки и миниатюрные фигурки, спрятанные в