Бывший премьер-министр Украины Павел Лазаренко, проведший в заключении в общей сложности 13 лет, 1 ноября нынешнего года выходит на свободу. Политик, которого Фемида США подозревала в отмывании денег, вымогательстве и мошенничестве, еще не определился с тем, чем именно он будет заниматься «на воле». По некоторым данным, Павел Иванович пока намерен остаться в Америке, где у него проживают супруга и трое детей. О приезде же в Украину Лазаренко сейчас говорит с определенной осторожностью.
И вполне понятно – почему. Генеральная прокуратура продолжает активно расследовать уголовные дела против экс-премьера. Скептически настроенные аналитики уверяют, что, появись Павел Иванович на родине, он будет непременно арестован еще в аэропорту «Борисполь», после чего бывший глава Кабмина разделит участь своей коллеги и соратницы Юлии Тимошенко. По другому «сценарию», Лазаренко «просто обязан» появиться в Украине – это, дескать, на сегодняшний день – для него единственный шанс доказать свою невиновность в тех преступлениях, в которых его обвиняет ГПУ. Согласно третьей точке зрения, бывший премьер-министр не может длительное время оставаться в Соединенных Штатах, поскольку Вашингтон рано или поздно выдаст его украинской стороне.
Как бы то ни было, а время подумать над дальнейшими действиями у Павла Ивановича еще есть, поскольку любое из представленных предположений не является «абсолютным прогнозом». Во-первых, о своих планах немедленно арестовать Лазаренко Генпрокуратура Украины не заявляла – в крайнем случае, его могут лишь допросить по нескольким эпизодам. Во-вторых, доказывать свою непричастность, например, к убийству народного депутата Евгения Щербаня экс-премьеру необязательно: прямых улик его участия в преступном сговоре до сих пор обнародовано не было. И, наконец, в-третьих, американское правосудие не предусматривает экстрадиции лица, только что отбывшего наказание в тюрьме США.
Впрочем, в том, что Лазаренко все-таки, несмотря ни на что, вернется в Украину, его соратники не сомневаются. «Павел Иванович не считает себя интегрированным в американское общество человеком, — подчеркивает заместитель главы Всеукраинского Объединения «Громада» Олег Оленюк. – Его Родина Украина, и он должен сюда вернуться». Тем не менее, отметил Оленюк, именно для этого украинской власти необходима политическая воля, которой «катастрофически не хватает». «Власть имущие не хотят видеть Лазаренко в Украине прежде всего потому, что он может составить сильную конкуренцию для определенных сил, — уверен замглавы «Громады». – Кроме того клановый бизнес опасается, что возвращение экс-премьера автоматически повлечет за собой переориентацию этого самого бизнеса под определенную личность». Поясняя эту фразу, Оленюк отметил, что уже сегодня Лазаренко в состоянии составить конкуренцию целому ряду политиков на региональном уровне, а в ближайшем будущем вновь завоевать симпатии представителей местных деловых кругов на Днепропетровщине.
«Лазаренко искренне стремится вернуться в Украину, — говорит его адвокат Марина Долгополая. – И рассчитывает на самое справедливое правосудие, которое только может быть». Она напомнила, что в свое время украинская Генпрокуратура передала американской стороне все документы на Лазаренко, где были зафиксированы подозрения в его причастности к финансовым махинациям. Однако, Фемида США сочла эти обвинения неубедительными. «Приезд Павла Ивановича не должен потянуть за собой негативных правых последствий», — сказала адвокат. И добавила: «Если бы в нашей стране была возможность проведения не предвзятого процесса над Лазаренко, политик вышел бы из зала суда победителем. Пока это невозможно».
Какой же статус – изгнанника или «диссидента-победителя» — получит Лазаренко у себя на родине, с точностью не может сказать никто. На вопрос корреспондента ГолосUA существует ли реальная опасность, что бессменный лидер ВО «Громада» будет арестован сразу же после появления в Украине, Долгополая ответила, что такой возможности сегодня исключать нельзя. А комментируя информацию о его возможной эмиграции в США, заметила, что этот вопрос сейчас не является ключевым и не находится в компетенции его защиты. И, наконец, говоря о вероятном получении Лазаренко вида на жительство в так называемой «третьей стране», адвокат заявила, что политик «останется там, где ему лучше».
Но на родину ему хочется больше…