В прошлом материале на пенсионную тему речь шла о «глобальных» мифах пенсионной реформы, сейчас я хочу рассказать о вопросах, которые почему-то часто считаются техническими и вроде как не требующими обоснований или доказательств.
Миф №1: Выплата пенсий работающим пенсионерам создает дополнительную нагрузку на Пенсионный фонд
Апологеты этого мифа с безапелляционной уверенностью идиотов заявляют, что если пенсионер работает, то выплата ему пенсий ложится тяжким бременем на бюджет Пенсионного фонда и если пенсии прекратить выплачивать, то это существенно сократит бюджетные расходы.
Реальность. В столь наглом и циничном лживом утверждении есть только один правдоподобный момент, который заключается в том, что если прекратить выплаты пенсий из Пенсионного фонда, то его расходы уменьшатся. Все остальное является сознательной ложью, поскольку работающие пенсионеры мало того, что полностью обеспечили свое существование в старости за счет выплат из своих зарплат в солидарную систему до того, как они достигли пенсионного возраста, так и теперь, находясь на пенсии, они создают для Пенсионного фонда дополнительный доход, поскольку с их заработной платы в бюджет фонда отчисляются те же почти что 36 %, как и с зарплаты любого другого сотрудника. Поскольку работающих пенсионеров в Украине почти 3 млн, т.е. порядка 20–25 % от количества постоянных плательщиков взносов в Пенсионный фонд, то именно работающие пенсионеры генерируют существенный денежный поток, который наполняет Пенсионный фонд. Если представить, что в один несчастный момент они прекратят работать, то в бюджете фонда образуется дыра в несколько десятков миллиардов гривен, покрыть которую не откуда.
Альтернатива. Единственной заменой работающих пенсионеров как источников постоянного и стабильного дохода Пенсионного фонда могут стать разве что трудовые мигранты, которые будут легально работать в Украине. Однако совершенно непонятно, как именно в условиях продолжающегося кризиса и ухудшения экономической ситуации можно будет обеспечить рабочими местами и заработной платой трудовых мигрантов, не говоря уже о большом количестве социальных и иных проблем, которые возникнут у Украины в случае массового появления в стране трудовых мигрантов из неблагополучных регионов Азии или Африки.
Миф 2: Страхование как панацея
Приверженцы страховой системы пенсионного обеспечения пытаются убедить всех в том, что страхование – это именно то, что «тигры любят больше всего», и что именно страховой принцип организации пенсионной системы поможет избежать всех и всяческих проблем, связанных с накоплением средств на пенсию и выплатой их.
Реальность. Все существующие системы страхования созданы исключительно с одной единственной целью – заработать денег. Для этого суммарный денежный поток, вливаемых в систему, должен превышать отток средств из нее, т.е. страховая система эффективно работает исключительно для тех, кто ее создал. только тогда, когда суммы выплат из системы меньше, чем объем поступлений в виде страховых взносов. Именно им она действительно может обеспечить достойную старость, особенно, если это страхование будет обязательно для всех работающих граждан, т.е. следить за наполнением страховых фондов будут государственные карательные структуры. По сути это больше напоминает систему узаконенного рэкета и ни малейшего отношения к улучшению жизни пенсионеров такая система не имеет.
Следовательно, никаких проблем с пенсионным обеспечением сама по себе страховая система решить не может. Разве что задачу обогащения вполне конкретных страховщиков и обеспечение работой и заработной платой сотрудников страховых компаний.
Альтернатива. В качестве дополнительной к существующей солидарной планируемой накопительной и имеющейся негосударственной страховой системам рационально было бы обеспечить существование системы медицинского страхования. Однако, она ни в коей мере не должна заменять государственную систему здравоохранения – она должна быть лишь дополнительным средством для обеспечения качественного медицинского обслуживания в особых случаях.
Миф 3: Невозможность единой унифицированной системы расчета и выплаты пенсий
Сторонники этого тезиса с пеной у рта заявляют, что начислять пенсию по единому закону абсолютно всем невозможно, потому как есть несколько категорий пенсионеров, особенности и условия работы которых будто бы не дают возможности рассчитывать их пенсии точно так же, как и всем остальным. Чаще всего в качестве таковых вспоминают военных, чернобыльцев, госслужащих, шахтеров и многодетных матерей.
Реальность. Все утверждения о некой особенности, которая приводит к невозможности унификации пенсионного законодательства, является сознательной ложью, под который пытаются замаскировать как коррупционные схемы распила бюджетных денег, так и абсолютно ни с чем не связанные привилегии, получаемых отдельными категориями пенсионеров.
Вопрос со специальными пенсиями решается элементарно, причем такая технология отработана во всех развитых странах: пенсия из солидарной системы выплачивается абсолютно для всех, согласно единым нормам и правилам, а вот дополнительные «бонусы» и льготы для граждан, имеющих особые заслуги перед государством, выплачиваются и обеспечиваются за счет средств государственного бюджета. Такое социальное обеспечение (в первую очередь это во всем мире касается военных и госслужащих) никак не связано с обязательными выплатами из Пенсионного фонда. Так что ни малейших противоречий или сложностей там не бывает. Точно такая же система вполне может быть применена и в Украине. На это нужна лишь политическая воля и разработка соответствующего пакета нормативно-правовых актов. Документы можно подготовить очень быстро – изобретать велосипед здесь совершенно не нужно.
Альтернатива. В данном случае требуется не столько альтернатива, сколько применение существующей и эффективно работающей модели в украинских условиях. Единый унифицированный закон, который придет на смену существующим почти 30-ти различным актам на основании которых рассчитываются пенсии, сделает систему пенсионного обеспечения более простой, понятной и справедливой.