- Не прошло и месяца с момента формирования нового Кабмина, как министр социальной политики Наталия Королевская признала факт неэффективности так называемой «пенсионной реформы», пролоббированной ее предшественником на этом посту Сергеем Тигипко.
- Во время посещения Пенсионного фонда Украины Королевская заявила: «Я считаю, что пенсионная реформа неэффективна. Повышение пенсионного возраста для женщин с 55 лет до 60, кроме негативных последствий, ни к чему не привело».
- Министр, как и её предшественник, многие чиновники и политики, почему-то оперирует словом «реформа», говоря и секвестре бюджета Пенсионного фонда за счет сокращения пенсионных выплат вследствие увеличения пенсионного возраста, страхового стажа и других махинаций.
- Что же было сделано под видом реформы? Рассмотрим по пунктам:
- ограничен размер пенсии для «новых» пенсионеров. Максимальный размер пенсии установлен на уровне 12 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Уже назначенные «элитные» пенсии никто уменьшать не стал;
- повышен пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет. Начиная с 1 февраля 2011 года, он начал увеличивался каждый год на 6 месяцев. Для мужчин, работающих на государственной службе, с 1 января 2013 года он начал увеличиваться до 62 лет;
- женщинам для получения государственной социальной помощи возраст повышен с 58 до 63 лет;
-
Для работающих пенсионеров:
- существенно уменьшены пенсии для работающих пенсионеров, которые имеют право на социальную пенсию. Выплаты специальных пенсий в период работы производятся в размерах, определенных по нормам Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», разница до размера минимальной пенсии не доплачивается;
- надбавка за сверхнормативный стаж и доплаты до прожиточного минимума при увеличении прожиточного минимума работающим пенсионерам делаются только после их увольнения с работы;
- перерасчеты пенсий работающим пенсионерам, которые имеют право на пенсию за выслугу лет, теперь производятся только после достижения ими пенсионного возраста;
- теперь не выплачиваются назначенные пенсии по инвалидности для госслужащих в период работы на госслужбе;
- не выплачиваются работающим пенсионерам досрочно назначенные пенсии с учетом подпункта «д» пункта 1 статьи 26 Закона Украины «О занятости населения», пункта «в» части второй статьи 12 Закона Украины «Об общих принципах дальнейшей эксплуатации и снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразования разрушенного четвертого энергоблока этой АЭС в экологически безопасную систему» и статьи 21 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» в период до достижения пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;
- все, кто имеет право досрочного выхода на пенсию, остались без пенсии. Хуже всего пришлось офицерам (военные, милиция, СБУ) – в результате «реформы» они будут получать пенсии только при достижении общеустановленного пенсионного возраста. То есть уйти раньше можно, но деньги при этом не получишь. При этом, начиная с 1 февраля 2011 года, срок выслуги для такой пенсии ежегодно повышается на 1 год, заканчивается такое повышение только 1 февраля 2015 года. Например, офицеру, который вышел на пенсию до 31 января 2011 года, достаточно было прослужить минимум 20 лет, с 1 февраля 2011 года – 21 год, с 1 февраля 2015 года – 25 лет. Да и то, пенсии будут не выше 70% от заработка (в исключительных случаях – 80%);
- увеличен до 60 календарных месяцев период для учета выплат (кроме должностных окладов, надбавок за классные чины, выслугу лет), которые включаются в заработок для исчисления специальных пенсий. Средний заработок вычисляется путем деления общей суммы на 60. С таким уровнем инфляции, как в последние годы, полученное «среднее» намного меньше, чем раньше. В итоге, новоначисленные пенсии будут меньше, чем при старой системе расчета. При этом установлено, что размер средней заработной платы, которая учитывается для назначения пенсии, определяется за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, а перерасчет пенсии проводится из средней заработной платы, из которой назначена пенсия;
- увеличен минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет;
- увеличен необходимый срок страхового стажа с 5 лет до 15 лет для получения пенсии по инвалидности лицам старше 32 лет. Инвалиды, которые до 55 лет не имеют необходимого стажа, получают не пенсию по инвалидности, а социальную пенсию;
- повышена нормативная продолжительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере с 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, до, соответственно, 30 и 35 лет для вновь назначенных пенсий. То есть у тех, кто выходит на пенсию с 2011 года, пенсии при всех прочих равных условиях уменьшились на величину коэффициента, учитывающего стаж за 5 лет;
- назначения пенсий с заработка для всех выходящих на пенсию теперь производится только по данным персонифицированного учета, который ведется с июля 2000 года. То есть, больше всего не повезет тем, кто старше 29 лет;
- изменена база расчета надбавки за сверхнормативный стаж для вновь назначенных пенсий. Говоря проще, она снижена.
-
Что же планировалось получить в итоге? А черт его знает что. Как обычно, никто ничего не считал толком, как это и происходит со всеми экономическими и социальными законопроектами. Еще до того, как ухудшить жизнь пенсионерам, color="#0000ff">экс-министр соцполитики Сергей Тигипко проговорился о том, что Правительство не может четко спрогнозировать эффект от пенсионной реформы, но надеется получить примерно по 3 млрд грн ежегодно в течение 10 лет после вступления в силу изменений в пенсионном законодательстве. То есть, за 2011-2012 гг Пенсионный фонд должен был сократить свои издержки на 6 млрд грн. Однако, как признала новый министр, Наталья Королевская, ситуация только ухудшилась. Дефицит бюджета ПФУ только в 2012 году был увеличен в 3 раза по сравнению с планом. Так, в июне прошлого года Кабминcolor="#0000ff">увеличил дефицит бюджета Пенсионного фонда на 5,619 млрд грн — с 9,705 млрд грн до 15,324 млрд грн., а по итогам года дефицит бюджета ПФУ составил более 27,2 млрд грн. Напомню, что в 2013 году запланированный дефицит Пенсионного фонда – 21,8 млрд грн, но если проводить дальнейшее реформирования в духе Тигипко, то к концу года он может выйти и на 60 млрд грн.
- Что могло бы улучшить существующую ситуацию в пенсионной системе:
- создание единого порядка расчета и выплат пенсий в системе пенсионного страховании;
- ликвидация системы двойных отчислений в Пенсионный фонд и начислений на заработную плату. Все страховые выплаты должны идти только с зарплаты, а не с «фонда оплаты труда»;
- отмена норматива о предельном размере заработной платы, из которой будут проводиться отчисления в Пенсионный фонд;
- страховые отчисления не должны облагаться подоходным налогом (другими видами налогов);
- выплаты пенсий с учетом данных персонифицированного учета должны начаться не ранее чем с 2026 года, когда первые участники системы будут иметь 25 лет страхового стажа, необходимые для получения пенсии в солидарной системе
- свободный доступ любого участника системы персонифицированного учета к своим персональным данным, гарантирование государством защиты такой информации от несанкционированного просмотра;
- гарантирование государством обязательного ежегодного индексирования пенсий на уровне размера инфляции за предыдущий год;
- пересмотр нормативов, по которым ведется расчет стоимости «потребительской корзины», повышение прожиточного минимума и минимальной зарплаты;
- социальные пенсии должны выплачиваться за счет средств государственного бюджета, а не бюджета Пенсионного фонда;
- размер отчислений в обязательную накопительную страховую пенсионную систему должен быть установлен только после согласования представителями социальных партнеров – профсоюзами и работодателями и зависеть от размеров отчислений в систему обязательного государственного медицинского страхования.
- К тому же, следует помнить и о том, что никакой солидарной пенсионной системы в Украине уже давно не существует. Не существует потому, что большую часть прибавочной стоимости сосредоточили в своих руках олигархи, а значит, сколько бы ни платилось в Пенсионный фонд денег с заработных плат, этого все равно не хватит для того, чтобы обеспечить пенсионерам адекватные пенсии. Следовательно, обязательным условием для наполнения ПФ должно стать изменение налоговой политики и обязательное участие олигархических капиталов в наполнении ПФ.