Подробности пенсионной реформы уже прокомментировали чиновники и эксперты. Но если взглянуть на нее с экономической точки зрения и текущих интересов украинских элит, то власть сыграла максимально грамотно. Не даром Гройсман в самом начале реформы тщательно ее скрывал не только от общественности, но и депутатов…
Пенсионный фонд и пенсионеры всегда были есть и будут головной болью украинского правительства, так как ежегодно обходятся государству в 260 млрд грн.
Источника пополнения Пенсионного фонда традиционно два – отчисления ныне работающих и государственные дотации.
После того, как государство пошло на встречу предпринимателям и уменьшило единый социальный взнос с начала 2018 года с 41% до 22 %, кассовый разрыв государственных финансов увеличился еще больше.
Если ко всему добавить перекрученное пенсионное законодательство с его льготами для одних и обременениями для других, плюс значительной долей «социалистических» рудиментов в виде пенсионного возраста и ведомственных поблажек – картина выглядела для правительства совсем удручающее.
К тому же МВФ жестко поставил условия — или пенсионная реформа и кредиты, или дефолт.
Дебютная идея
В начале, снизив на 40% ЕСВ для бизнеса, правительство повесило себе орден за реформы и облегчение «налогового бремени». Мол, теперь наконец-то предприниматели должны выйти из тени.
Однако спустя год, Кабмин через парламент протаскивает повышение в два раза минимальной заработной платы в два раза до 3400 грн, перекладывая все расходы на бизнес, который обязан увеличить отчисления в бюджет.
Дальше правительство пишет в глубочайшем секрете пенсионные поправки, гордо именуемые «реформой».
Формально отказавшись от увеличения пенсионного возраста, были увеличены требования к страховому стажу, который должен будет вырасти до 35 лет. Это позволит отсечь от пенсионной системы новых пенсионеров, по факту заставив их работать дольше и платить в Пенсионный фонд больше. А «сэкономленные» деньги будут направлены на текущих пенсионеров, которые уже в этом году получат различные прибавки.
Бывшие чиновники-прокуроры «спецпенсионеры» по-прежнему будут повышать повышенные пенсии.
По данным Кабмина, реформа позволит повысить пенсии 9 миллионам пенсионерам, которые получат прибавку к пенсии от 100 до 1000 гривен. Возможно, премьер мечтает вписать в народной памяти «пенсию Гройсмана» рядом с «Юлиной тысячей».
Министр соцполитики Андрей Рева сам проговорился на одной из пресс-конференции, заявив, мол, проведите после повышения пенсий соцопрос, и вы увидите, какую поддержку реформа будет иметь среди людей. На это власть и рассчитывает.
Подготовка к пенсионной реформе выглядит, как грамотная «многоходовка».
ООН предлагает худший вариант
11 марта 2016 года украинский парламент ратифицировал 102 конвенцию Международной организации труда (авторитетный орган при ООН) о минимальных нормах социального обеспечения.
Казалось бы, приобщились к мировым стандартам, уж они-то не должны ухудшить жизнь украинцев. Теоретически.
Если прочитать конвенцию подробнее, картина вырисовывается иная. Так, в этой конвенции, написанной еще в 1952 году, есть раздел V «Помощь по старости»
Он определяет, что пенсионный возраст может устанавливаться 65 лет. Более того орган власти может еще больше увеличить пенсионный возраст если трудоспособность людей преклонного возраста позволяет. Заметьте, не продолжительность жизни, а трудоспособность. Близкие, но не тождественные понятия.
Придет в голову Гройсману или его преемнику мысль, что пожилые украинцы довольно бодрые с виду, и подымут пенсионный до 68 лет. И все согласно нормативам ООН.
Более того, конвенция позволяет временное прекращение выдачи пенсий лицам, которые имеют на нее право, но занимаются какой-то оплачиваемой деятельностью. Также государство имеет право и сокращать пенсионные выплаты с этим обоснованием. Теперь понятно, откуда украинская власть черпает идеи.
Интересно в конвенции сказано о размере пенсии относительно предыдущего дохода человека. Речь идет о «коэффициенте замещения». Так вот, для «человека с женой пенсионного возраста», фактически на двоих, он составляет 40%.
Украинская пенсия после реформы, по словам министра соцполитики Андрея Ревы, для одного человека в среднем составит 35% от среднего дохода. При этом министр подчеркивает, что это по сравнению с требованиями конвенции МОП очень неплохо.
Грустная социология
По словам главы профильного комитета Людмилы Денисовой, комитет рассмотрел 2 тысячи 151 поправку от 82 депутатов, из них 447 было учтено.
При этом фракция Радикальной партии Ляшко подала 1 432 правки
Система социальной защиты в Украине до сих пор имеет серьезные «идеологические» изъяны. Так, по данным Центра экономических исследований, в Украине 90% социальных выплат не имеют проверки на бедность. Всего в стране порядка 48 получателей социальных выплат (человек может получать несколько видов помощи). Всего в стране более 12 млн пенсионеров и только 10 млн плательщиков в Пенсионный фонд.
Перед самой реформой исследовательская социологическая компания GFK провела опрос на тему, что люди думают о пенсионной реформе.
Уровень поддержки пенсионной реформы составил 46%, против – 49%. В то же время 22% опрошенных вообще ничего о ней не слышали.
Людям предложили выбрать ответ из трех вариантов:
1.Пусть пенсии составляют 25-30% от средней зарплаты, если украинская экономика не позволяет платить больше.
2.Пусть пенсия оставляет 50% от средней зарплаты, за сечет увеличения налогообложения.
3.Пусть пенсия составляет 50% от средней зарплаты за счет внешних заимствований.
Такому опросу очень обрадовался бы Кабмин, так как большинство, а именно 80% опрошенных, выбрало первый вариант. Интересно, как проголосовали бы украинцы, если б был четвертый вариант – «пусть пенсия составляет 50% от средней зарплаты, за счет ограничения вывода капитала крупными сырьевыми экспортерами».
Но у власти черно-белое восприятие реальности – или налоги поднимаем, или увеличиваем страховой стаж. Третьего не дано.
К слову, менее 2% украинцев сегодня живут исключительно за счет пенсии – большинство спасется натуральным хозяйством, а также помощью родственников или дополнительных приработков.
Ко второму чтению в пенсионную реформу вставили поправку о втором уровне пенсионной системы – накопительной. Однако, согласно опросу, 65% опрошенных экспертов и населения выступают «против». Люди боятся, что государство будет больше забирать, без всяких гарантий в будущем.
Пенсионная реформа, несмотря на всю правительственную риторику, ко второму чтению в плане справедливости «скукожилась». Вслед за судьями, которые ранее получили не пенсии, а «пожизненное содержание», пенсионные послабления получат «обездоленные» прокуроры и работники НБУ. Нет никакого сомнения, что список привилегированных пенсионных каст будет расширяться, но уже не за счет бюджетников и рядовых госслужащих.
Чтобы дополнительно перестраховаться Минфин заложил в проект бюджета на 2018 год повышение минимальной заработной платы с 3400 до 3723, что позволит еще больше сократить дефицит Пенсионного фонда.
За пенсионную реформу голоса отдали все фракции кроме «Оппоблока» и «БЮТ». Можно сказать, что «реформаторское» большинство в парламенте сформировалось.