Накануне приезда в Украину миссии МВФ у вице-премьера Сергея Тигипко случилась истерика. С 1997 года он отвечал за переговоры с Международным валютным фондом в составе разных правительств. С тех пор повелось: что у МВФ на уме, то у Тигипко на языке. Сейчас вице-премьер требует немедленной пенсионной реформы. Но это тщетная жертва. Как и все остальные. Недавний опыт многих стран, в том числе восточноевропейских, показывает, что любая программа МВФ – самоубийство для экономик…
"Я думаю, что без принятия пенсионной реформы Международный валютный фонд не будет выделять деньги. Мне кажется, что такое поведение МВФ будет абсолютно понятным, потому что дефицит бюджета Пенсионного фонда составил в 2010 году, практически 3%. Это огромные деньги, и если мы не дадим ответ на то, каким образом мы сократим эти расходы, эту дотацию из бюджета, никто нас не поймет, никто в кредит давать не будет. Более того, я прогнозирую, что это может повлиять достаточно серьезно на все рейтинги страны, если не будет принято соответствующее решение". Из заявления вице-премьер-министра Украины, министра социальной политики Сергея Тигипко.
Прежде, чем мы поговорим о дефиците Пенсионного фонда и о том, годится ли нынешняя реформа быть латкой на эту дырку, отвечу на вопрос, который задал один известный журналист на пресс-конференции не менее известному аналитику, работающему сейчас в команде Тигипко, но так и не получил внятного ответа: требовал ли МВФ повышения пенсионного возраста от других стран?
Надо сказать, что МВФ никогда не выдвигает подобных требований официально. Он ставит формальное условие: сбалансировать бюджет. А страна-заемщик как бы предлагает свои варианты — за счет чего она урежет расходы и поднимет доходы.
Это – в теории. На практике же миссия МВФ ясно дает понять представителям страны, обратившейся за кредитом, ЧТО ей нужно сделать, дабы кредит этот получить. Дальше пожелания закладываются в меморандум, уже как обязательства заемщика перед Фондом.
Все, что наобещала Украина, можно найти на сайте Нацбанка, в правой колонке, в документе под названием Меморандум об экономической и финансовой политике. Аналогичные меморандумы подписали с МВФ и остальные страны-заемщики. Например, Венгрия, которая была самым крупным реципиентом помощи до Украины, а теперь уступила ей это «почетное звание», и Латвия, занимающая третью «ступень».
От Венгрии и Латвии МВФ требовал, по сути, того же, что и от Украины. Так, Будапешту было велено отказаться от так называемой 13-й зарплаты наемным работникам, на 7,6% срезать все доходы – от зарплат до пенсий, заморозить или вовсе отменить многие социальные выплаты, отказаться от индексаций доходов и поднятия пенсий в связи с инфляцией. Благодаря этим мерам расходы государства должны были сократиться на пару процентов от ВВП. Еще полпроцента удалось сэкономить за счет отмены важных программ министерств: медицинских, культурных, образовательных.
Латвия, по указанию МВФ, приняла поправки к закону "О пенсиях", отменяющие индексации пенсий. Кроме того, обязательные выплаты второго уровня пенсионного страхования были снижены с 8% до 2%. Зарплаты бюджетникам снижены и заморожены. Льготы пенсионерам в основном отменены.
Прошло два года жизни страны в долг перед МВФ. И вот недавно, один из руководителей вашингтонского Центра политико-экономических исследований (английская аббревиатура CEPR) Марк Вейсброт в интервью «The Wall Street Journal» прямо заявил: то, что делает МВФ в Латвии, попросту убивает ее экономику.
«Латвия платит слишком высокую цену за международный кредит, из-за этого восстановление экономики может быть очень трудным и болезненным, — сказал в интервью «The Wall Street Journal» Марк Вейсброт. – За два года Латвия потеряла 25,5 процентов ВВП. Единственный пример хуже этого – Великая депрессия в США. Но экономика Латвии еще продолжит свое падение и в итоге потеряет свыше 30%, получив худшие два года с точки зрения производства».
Вейсброт обвинил Международный валютный фонд в политике «двойных стандартов» по отношению к странам Восточной Европы. «Программа МВФ требует от Латвии сжаться до достижения дефицита бюджета 6,5% от ВВП в 2010 году. Однако ни от США, ни от стран Западной Европе или Японии такого не требуется и МВФ не рекомендует проводить такую политику ни одной из богатых стран», — подчеркнул американский аналитик.
С его позицией согласился, правда, с опозданием, и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Он прервал последние переговоры с Фондом, отказавшись от непопулярных мер, навязываемых правительству. «Противостояние с МВФ, — заявил Орбан, — это борьба за финансовую независимость страны. Нужен ли странам 3% дефицит — это вопрос? Такая цель может навредить и значительно ограничить свободу маневра в проведении структурных реформ. Для нас важнее поддержать экономический рост и создать новые рабочие места", — добавил премьер Венгрии.
Как показывает статистика, те страны, кто шел на поводу у МВФ до последнего, в меньшей или большей степени повторили печальную судьбу Аргентины: из 41 договора, заключенного между МВФ с заемщиками, большинство оказались губительными для экономик этих стран.
Причина, по мнению Марка Вейсброта, в механическом, почти бухгалтерском подходе Фонда к бюджетным цифрам. Ага, у вас дефицит бюджета? Значит, режьте расходы: зарплаты, пенсии, льготы.
Но простое увеличение дефицита бюджета вовсе не говорит о том, что правительство жило на широкую ногу. «Во время кризиса дефицит увеличивается автоматически и главная причина – в провале налоговых поступлений из–за неизбежной дефляционной спирали. И по большому счету неизвестно, что выгоднее — оставить прежние траты или искать деньги на дополнительную выплату пособий по безработице», — обясняет американский аналитик.
С украинской пенсионной реформой – та же картина. Возможно, западных акционеров МВФ и задевал тот факт, что у них пенсионеры идут на заслуженный отдых в 65-67 лет, а у нас в 55-60. Но, тем не менее, вопрос повышения пенсионного возраста не стоял бы, если бы не сумасшедший дефицит Пенсионного фонда. По итогам 2010 года он составлял 34,4 млрд. грн.
Однако, повышение пенсионного возраста в 2011 году поможет уменьшить дефицит Пенсионного фонда, по разным подсчетам, на 500 млн. грн. Еще 1,5 млрд. грн. могут дать другие предлагаемые меры.
1) Максимальная пенсия в стране ограничится 10-ю прожиточными минимумами (на сегодня это 7640 грн), существующие вип-пенсии тоже урежут.
2) Пенсионный возраст мужчин-госслужащих и 9 приравненных к ним категорий увеличится постепенно в 2013-2017 гг. до 62 лет (каждый год будет добавляться по полгода).
3) Увеличат выслугу лет для военнослужащих с 20 до 25 лет по 6 месяцев в год в течение десятилетия.
Против урезания вип-пенсий мало, кто возразит. Баловать чиновников и генералов не нужно. Но кто гарантирует, что под одну гребенку с ними не попадут еще оставшиеся в живых ветераны войны, артисты, ученые, другие заслуженные люди.
Кстати, пенсии, превышающие 8 тыс. грн, у нас получают чуть больше 10 тыс. граждан, а остальных пенсионеров более 10 млн. Так что ограничение «максималки» проблем не решает. Как и повышение пенсионного возраста и другие непопулярные меры.
Эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко не раз высказывал свое мнение по вопросу, где найти деньги для уменьшения дефицита бюджета Пенсионного фонда? По его словам, нужно сделать три основные вещи: поднять производительность труда, вывести бизнес из «тени» (чтобы не было «конвертных зарплат», а все платили в ПФ) и увеличить зарплаты.
Но так как МВФ не требует ничего, что было бы связано с развитием страны, а лишь напирает на урезание бюджетных расходов, то прямой путь к гибели экономики нам обеспечен. Это не я сказала, это американские аналитики так говорят. Тигипко же добровольно принял на себя роль лоцмана корабля, уже севшего на рифы, по его вине. Приехали…