Юрий Шпак
06:00 03/05/2017

Пенсионная система в цифрах (ТАБЛИЦЫ)

Украина получила последний транш от МВФ при жестком условии – провести пенсионную реформу. Правительство вяло поторговалось, но пошло на условия международных кредиторов. Что же  происходит с пенсионной реформой сегодня?

Математика пенсионной системы

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-05/03/uP2kzKjPiMI9gJld/image/1.jpg" />

Единый социальный взнос оставляет 22% от суммы зарплаты, из них 18,15% идет в Пенсионный фонд, а 3,85%  в другие фонды социального страхования.Базовый источник пополнения Пенсионного фонда – Единый социальный взнос, который обязаны платить все официально работающие граждане, включая частных предпринимателей.

Плательщиков ЕСВ в Украине насчитывается порядка 12,8 млн человек: 10,1 млн работников, 1 млн предпринимателей, 1,4 млн человек, за которых минимальный взнос платит государство – это преимущественно женщины по уходу за ребенком, военные срочной службы.

Итого:  12,76 млн пенсионеров против 12,8 млн плательщиков в Пенсионный фонд.

По расчетам Института демографии и социальных исследований им. Птухи, соотношение критично изменится в 2022 году  на 11, 5 млн плательщиков ЕСВ придется 14,38  млн пенсионеров, а в 2037-ом году 10,7 млн человек будут обеспечивать 14,96 млн. В 2057 году 9,7 работающих украинцев будут содержать 16 млн пенсионеров. Около 3,5 млн человек работает в тени и не платит социальных взносов.

Куда идут деньги Пенсионного фонда

В 2017 году бюджет Пенсионного фонда составит 284 млрд грн.

Из них на выплаты пенсий по возрасту пойдет 190 млрд грн. На нужды самого Пенсионного фонда – 3 млрд грн. Еще 90 млрд грн. – выплаты спецпенсий, надбавок, социальных пособий, выплат, которые не относятся к пенсиям по возрасту (Таблица 2).

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-05/03/uP2kzKjPiMI9gJld/image/2.jpg" />

Что происходит с реформой сейчас

Изначально в украинской власти, безотносительно к персоналиям, сложился консенсус о трехуровневой пенсионной системе, которая должна была сменить действующую солидарную.

Три уровня должны были включать в себя:

— гарантированный государством  пенсионный минимум;

— накопительный уровень, когда часть отчислений работника учитываются за ним и аккумулируются для дальнейших пенсионных выплат. Больше выплаты –больше пенсия;

 — третий уровень добровольный и пенсионные отчисления по нему отправляются в негосударственные  пенсионные фонды.

Примечательно, что пока Украина ходила «вокруг да около», многие наши соседи прошли путь от солидарной пенсионной системы до трехуровневой и обратно,  фактически к той же  солидарной. Произошло это не в последнюю очередь из-за мирового экономического кризиса и демографических проблем.  

Дело в том, что второй и третий уровни, когда аккумулируются значительные финансовые  ресурсы, требуют развитой и диверсифицированной рыночной экономики, фондового рынка, а не разлагающихся  полуфеодальных монополистов. МВФ, к слову, на данном этапе тое не верит в накопительную пенсионную  систему в украинских реалиях.

Чего хочет МВФ

В идеале МВФ хочет уменьшить финансовую нагрузку на бюджет со стороны Пенсионного фонда. Самый простой способ – увеличить пенсионный возраст и усложнить выход на пенсию, как минимум растянуть его.  МВФ прямо говорит:

Украина должна найти способ уменьшить приток новых пенсионеров к пенсионной системе и нарастить поступления в Пенсионный фонд.  Достичь этого можно различными способами: от дальнейшего ограничения возможности досрочного выхода на пенсию и до увеличения эффективного пенсионного возраста.

Украинское правительство пока отбилось от повышения пенсионного возраста, но систему менять все равно придется.

План Ревы

Свой план реформирования, министр социальной политики Украины Андрей Рева разложил на такие этапы:

— повышение минимальной зарплаты (выполнено),

— реформирование солидарной системы,

— пересмотр пенсионного обеспечения для военнослужащих,

 — внедрение накопительной системы.

По словам министра социальной политики Андрея Ревы, законопроект о пенсионной реформе готов, но еще будет согласован с МВФ перед внесением в парламент.

Таким образом, правительство не собирается согласовывать этот принципиальный закон ни с общественностью, ни с парламентскими фракциями, ни с экспертами.

Кабмин знает, где деньги лежат

Четкого понимания, что делать с пенсионной системой и пенсионерами, у украинской власти нет. Тема социально опасная и острая. Проще кивать на «злой»  МВФ.

Демографическое старение страны, высокая смертность и отсутствие гарантий, вернее доверия к государству, толкают трудоспособных  украинцев к закономерному выводу – никто о них в старости не позаботится и смысла официально платить налоги нет.

Самое опасное, что наиболее умные и работоспособные трудовые ресурсы массово покидают Украину для того чтобы работать в Польше, Венгрии, Румынии и далее везде, но только не в Украине.

Благодаря наплыву трудовых мигрантов Польша уже объявила о снижении (!) пенсионного возраста для поляков. Единственный выход для правительства – насильно выводить экономику из тени. Согласно с Меморандумом МВФ будет усиливаться репрессивная тотальных проверок и больших штрафов для бизнеса.

Читайте также по теме