Пенсионный фонд Украины (ПФУ), как и НАК «Нафтогаз», — извечный «дырокол» государственной системы финансов Украины. В фонде констатируют, что без бюджетного дотирования орган не сможет в полном объеме выплачивать пенсии.
«Сегодня дотации и трансферты из госбюджета составляют более 30% в годовых расходах фонда, которые зафиксированы на уровне 253 млрд гривен. Действительно, без этой поддержки фонду сложно было бы выполнять свои обязательства по пенсионным выплатам», — сказал в конце марта председатель ПФУ Алексей Зарудный.
Министр социальной политики Павел Розенко более смел в выражениях и называет фонд де-факто банкротом.
«Если говорить прямо — он (ПФУ — Ред.) банкрот, и без помощи государства эта финансовая институция просто бы не существовала», — заявил он в марте в эфире одного из телеканалов.
Так, общий государственный ресурс, который должен быть направлен на нужды ПФУ в 2015 году, установлен в размере 80,9 млрд гривен, из которых 54,7 млрд гривен необходимы для финансирования пенсионных выплат отдельным категориям граждан (военным, шахтерам, чернобыльцам, госслужащим и проч.), 7,2 млрд гривен нужны для реализации платежей отдельным категориям застрахованных лиц (женщинам в декретном отпуске, военным срочной службы, незанятым людям, заботящимся об инвалидах I группы) и 18,9 млрд гривен для покрытия дефицита бюджета ПФУ.
Проблема «дыры» в системе ПФУ имеет многолетнюю историю и вызвана, главным образом, наличием огромного теневого рынка труда (чей ежегодный зарплатный фонд оценивается в 200 млрд гривен), а также финансированием из фонда нехарактерных для него расходов. Речь идет, как это указывалось выше, о разных доплатах и надбавках к пенсиям, не связанных со страховым стажем и заработком.
Сегодня из-за «серых» зарплат, которые, к слову, используют порядка 90% украинских работодателей, ПФУ недополучает в виде поступлений и взносов около 70 млрд гривен. Различные новшества и законодательные инициативы властей, призванные ликвидировать или хотя бы как-то минимизировать зарплаты «в конвертах», терпят крах из-за тотального недоверия к умирающей концепции солидарного общеобязательного страхования.
В качестве примера достаточно вспомнить недавние попытки Кабинета министров создать стимулы для легализации «серых» зарплат. Так, в декабре прошлого года парламентарии приняли правительственный законопроект №1573, позволяющий при определенных условиях снизить ставку единого социального взноса (ЕСВ) с 41% до 16,4% и внедряющий внушительные штрафные санкции за неоформленного сотрудника.
Его достаточно негативно оценили бизнес и экспертная среда, так как для применения понижающего коэффициента к ставкам от работодателей требовалось в 2,5% раза увеличить общую базу начисления ЕСВ, на 30% поднять средний оклад и обеспечить повышение среднего платежа за одного застрахованного лица до 700 гривен. Специалисты подсчитали, что при таких требованиях выгодней продолжать выплачивать «серые» зарплаты. Также эксперты указали на отсутствие в законе практических механизмов для внедрения пониженной ставки.
В марте Верховная Рада, не увидев ожидаемой реакции бизнеса, приняла компромиссный вариант «зарплатной » реформы (законопроект № 1863), внеся, опять-таки, незначительные и неконструктивные изменения, которые вряд ли существенно изменят ситуацию. Тут важно понимать, что сегодняшнее сознание занятого населения Украины воспринимает пенсионные отчисления как фискальную «репрессию», которая в конечном итоге не гарантирует безбедную старость. Помимо всего, нет четкой экономической перспективы и устойчивой законодательной базы, которые бы мотивировали предпринимательское сообщество приступить к «отбеливанию» зарплат.
Что касается снятия с ПФУ полномочий по выплате пенсионных надбавок и доплат (этот процесс на законодательном уровне инициирует Министерство социальной политики – Авт.), то это уловка, направленная на снижение нагрузки фонда, едва ли будет поддержана парламентом по причине присутствия в ВР лобби силовых структур — главных получателей данных бонусных отчислений.
Впрочем, некоторые положительные подвижки в отношении деятельности ПФУ есть. Правда, не в интересах граждан: в некоторой степени давление на ПФУ было снято за счет 15% сокращения пенсий для работающих пенсионеров. Но назвать это прогрессом в условиях галопирующей инфляции, роста тарифов ЖКХ и снижением стандартов жизни, увы, нельзя.