Любовь Величко
09:00 04/05/2015

Пенсия для переселенцев: урезанные выплаты, бюрократия и взятки на каждом шагу (ИНФОГРАФИКА)

По данным Минсоцполитики, более 932 тысяч переселенцев из Крыма, Донецкой и Луганской областей подали заявки на получение пенсий. При этом на не подконтрольной украинским властям территории Донбасса также проживают сотни тысяч пенсионеров, которые в силу тех или иных причин не могут покинуть свои дома и квартиры. На подконтрольных территориях государство гарантирует все надлежащие выплаты. Но практика показывает, что пенсию могут получить не все и не в полном объеме. Почему – выяснял ГолосUA.

Теоретически получить пенсию по фактическому месту жительства не сложно: переселенцу сначала нужно стать на учет в органы соцзащиты, а потом собрать небольшой пакет документов и передать их в местное управление Пенсионного фонда. Но на практике пенсионерам приходится сутками стоять в очередях, чтобы отдать документы в органы соцзащиты. Это порождает схемы для заработка чиновников – за 100-200 гривен любой желающий может пройти без очереди.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2015-05/04/J5aAZQMec4Kb5i5H/image/1.jpg" />

Но даже получив весь пакет документов, пенсионеры-переселенцы сталкиваются с еще одним неприятным сюрпризом — попытками государства урезать им выплаты на 15% из-за подозрений Пенсионного фонда в том, что пенсионеры работают.

«От людей требуют, чтобы они доказывали, что они не работают на пенсии. Хотя у Пенсионного фонда есть вся информация, оплачивает ли юрлицо за этого человека соцвзносы»,- говорит эксперт Луганской правозащитной группы Наталья Целовальниченко.

Чтобы получить пенсию в полном объеме, переселенцам приходится выстраиваться в очереди и часто со скандалами требовать справедливости. Правда, не у всех на это хватает сил и здоровья.

«Почему я должна доказывать государству, что я не работаю? У них же есть все программы из налоговой, где видно, платят ли за меня налоги, если я работаю. Это унизительно – оправдываться каждый раз»,- сетует 67-летняя жительница Луганской области Оксана Мельник.

Кроме того, правозащитники констатируют: все чаще к ним обращаются люди за помощью, потому что из-за несовершенного законодательства они теряют социальные выплаты.

«Есть спорные вопросы относительно получения социальной помощи для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Непонятно, кто может получать такую помощь, а кто на нее права не имеет. Бывают случаи, когда люди регистрируются в Службе занятости как безработные, и государство прекращает им выплаты именно потому, что эти люди не работают. Но ведь человек ищет работу, и ему нужно платить по счетам. В такой ситуации он просто оказывается загнанным в тупик»,- говорит Наталья Целовальниченко.

По ее словам, даже переселенцы — волонтеры теряют свои социальные льготы. Чтобы решить проблемные вопросы, активисты из Луганской правозащитной группы обратились в Минсоцполитики за разъяснениями – каким образом должны быть реализованы законные права и интересы переселенцев.

Пенсия для жителей зоны АТО

Пенсионеры, которые вынуждены пересекать фронтовую линию для получения пенсии, жалуются на то, что система пропуска настолько забюрократизирована, что без взятки выехать из зоны АТО очень сложно.  «На украинских блок-постах коррупция стала системным явлением. 30 человек садится в автобус и едут из зоны АТО, заплатив 2300 грн. Есть специальные фирмы, которые за деньги провозят пенсионеров-туристов. Второй вариант решения проблемы – в ручном режиме, когда люди дозваниваются тому же главе военно-гражданской администрации и просят посодействовать в получении пропуска. Но это все делается за рамками правового поля»,- рассказывает Наталья Целовальниченко.

По мнению правозащитников, порядок пересечения границы должен быть устроен таким образом, чтобы использовались уже существующие базы персональных данных. Чтобы жителям Донбасса не приходилось оформлять документы для выезда из зоны АТО, можно использовать базу Пенсионного фонда, Базу переселенцев, Базу налогоплательщиков.

«При желании, можно использовать эти базы таким образом, чтобы они работали в единой электронной системе. Государство не создало таких условий, чтобы упростить этот процесс и выявлять быстро – кого можно пропускать, а кого – нет»,- говорит Наталья Целовальниченко.

Крымчане – без пенсий

Нерешенным остается вопрос выплаты пенсий для переселенцев из Крыма. Таковых сейчас насчитывается около 8 тысяч. Многие из них вот уже несколько месяцев не получают законных выплат из-за нововведения Минсоцполитики, согласно которому переселенцам нужно предоставлять в Пенсионном фонде свои бумажные пенсионные дела. Эти документы остались в Крыму, и чиновники не спешат почтой высылать их в украинские Пенсионные фонды. «Раньше мы пользовались электронной базой данных. Запросы отправляли в Крым и оперативно получали ответы. А вот с бумажными документами сейчас проблема»,- говорит специалист Пенсионного фонда города Киева Валерия Сонячна.

А правозащитники из волонтерской организации «Крым SOS» отмечают, что на получение ответа из Крыма может уйти несколько месяцев, потому что письма проходят очень долгий путь:  сначала управление Пенсионного фонда Украины оформляет запрос в Москву, оттуда его отправляют в Крым, после чего крымские чиновники передают бумаги на материк. Потом документы проплывают Керченский пролив на материковую Россию, едут в Москву, и уже оттуда – в Украину.

По словам В.Сонячной, есть две причины столь долгого пути пенсионных дел. Первая причина – отсутствие прямой почтовой связи между Украиной и Крымом. Вторая причина – в Крыму не работает специальное программное обеспечение, которое ранее помогало обмениваться информацией между регионами Украины. Очевидно, что та радужная картина, которую пытается нарисовать руководство Пенсионного фонда, резко отличается от реального положения дел. Как показывает практика, чиновники начинают прислушиваться к мнению людей только после того, как явление становится массовым. Остается надеяться, что реальные шаги навстречу переселенцам будут сделаны до того, как пенсионеры организуют бунт и или выйдут на акции протеста.

Читайте также по теме