Сначала НБУ называл гастарбайтеров «важным источником валюты», теперь считает «риском для экономики». По экспертному мнению, деньги заробитчан кое-как удерживали страну от дефолта, но теперь, из-за действий власти все уже настолько плохо, что олигархи выводят из страны свои капиталы.
«Мучительный процесс осмысления»
Трудовая миграция является одним из основных рисков развития экономики Украины. Об этом говорится в инфляционном отчете за июль, опубликованном на сайте Национального банка Украины (НБУ).
«Продолжение оттока рабочей силы из Украины высокими темпами будет создавать дальнейшее повышение диспропорций между спросом и предложением на рынке труда, сопровождаться ростом заработных плат и, соответственно, инфляцией вместе со снижением потенциала экономики», – сказано в отчете НБУ.
Экономист Александр Гончаров иронизирует, что слишком долго и мучительно шел этот процесс осмысления, казалось бы, совершенно очевидного факта.
«Думаю, кое-кому из финансово-экономического блока Кабмина уже давно нужно быть готовыми к отставкам», — написал он. Эксперт подчеркнул, что информацию НБУ можно изложить точнее: из-за трудовой миграции ускорится рост цен и замедлится экономический рост.
Отметим, что, по сообщению НБУ, трудовая миграция мешает росту темпов производства в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи. «По данным областных служб занятости в Польше, почти 50% трудовых мигрантов из Украины подали в 2017 году заявления на трудоустройство именно в этих видах деятельности», — сообщает НБУ.
Как известно, украинские мигранты, которые работают в Польше, в первом квартале 2018 года выслали домой 2,9 млрд злотых. Объемы растут, ведь в прошлом году сумма их переводов составила 2,4 млрд злотых. Курс злотого к доллару — 0,27, один злотый равен 7,3 гривны.
В Польше, где 1,5 миллиона зарегистрированных заробитчан из Украины, им предлагают 3500 злотых или 1046 долларов в месяц. Еще в начале года об этом писало агентство Bloomberg, отмечая, что привлекательные польские заработки оставляют Украину без рабочих рук.
И речь идет не только о Польше, по данным агентства, в течение 2015-2017 годов в Польшу из Украины уехали 507 тысяч трудовых мигрантов, в Россию — 343 тысячи, в Чехию — 127 тысяч, в Беларусь — 22 тысячи. Всего же речь идет о более чем миллионе новых мигрантов.
В Deutsche Welle полагают, что масштабы трудовой миграции из Украины оцениваются до трех миллионов человек.
Там напомнили, что министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил в конце февраля, что в прошлом году страну покинули более миллиона человек.
«Сто тысяч покидает Украину ежемесячно, и вопрос далеко не только в том, что там высокие зарплаты. Это вообще понимание будущего и качества жизни», — сказал Климкин.
Согласно данным опроса населения за 2015-2017 годы, проведенного Госслужбой статистики Украины, в стране насчитывается один миллион триста тысяч трудовых мигрантов. «Но на самом деле их больше, поскольку в эту выборку не вошли те, кто уже давно работает за границей», — отмечали в Deutsche Welle в марте.
Нацбанк в ту пору благодушествовал. В марте в Нацбанке изменил методику оценки денег, переведенных трудовыми мигрантами в страну из-за границы. В 2017 году объем денежных переводов составил около 9,3 миллиарда долларов, на 2 миллиарда больше, чем считалось ранее.
«Частные переводы — это важный источник иностранной валюты для Украины. Они значительно выше, чем прямые иностранные инвестиции», — заявляли тогда в НБУ.
«Соломинка», спасавшая от дефолта
«9 миллиардов долларов, которые перечислили в Украину трудовые мигранты – это та спасительная соломинка, которая удерживает страну от дефолта», -считает руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.
Он уверен, что правительство сознательно создало условия массовой миграции украинцев за рубеж. «Если мы возьмем чистую, безо всяких ухищрений, статистику за 9 месяцев прошедшего года, то увидим, что отрицательное сальдо торгового баланса Украины составило 1 миллиард 200 миллионов долларов. Это является признаком больной экономики», — сказал он.
Эксперты бьют тревогу — состояние экономики ухудшается. «Масштаб ошибок и той глупости, которую еще могут натворить Минфин и НБУ, невозможно будет подсчитать», — написал в Facebook Гончаров.
Он привел такие цифры: Минфин за январь-июнь 2018 года для погашения госдолга уже выплатил 104,7 млрд грн, в т.ч. по внешнему долгу – 23,7 млрд грн (это меньше 40% от общей суммы, а значит, во II полугодии придется платить больше). Соответственно, на едином казначейском счете на начало августа осталось менее 2 млрд грн при общем объеме запланированных на 2018 год расходов почти в 1 трлн грн.
НБУ ослабил гривну к доллару США и на 6 августа установил официальный курс на уровне 27,09 грн за доллар, сообщив , что поднимет учетную ставку с 17,5% до 18% уже в сентябре.
Напомним, последний раз учетную ставку НБУ поднимал в середине июля. А ведь еще год назад — в июле, августе и сентябре 2017 года сохранялась учетная ставка 12,5% годовых. В декабре прошлого года она увеличилась до 14,5%. 25 января 2018 учетная ставка выросла до 16% . 1 марта 2018 года НБУ повысил учетную ставку до 17%. 12 июля 2018 прибавили еще полпроцента.
Учетная ставка — это процент под который Нацбанк предоставляет кредиты коммерческим банкам. И чем выше учетная ставка, тем более высокий процент взимают затем коммерческие банки за предоставляемый ими клиентам кредит.
Экономический эксперт Борис Кушнирук отмечал, что такая политика Нацбанка бьет по производству, дескать, Нацбанк с помощью своей политики «дорогих денег» последние три года никак не смог повлиять на инфляцию, которая в значительной степени носит немонетарный характер.
Эксперт написал в Facebook, что политика НБУ является убийственной для деловой активности. Дескать, экономика страны после девяностых годов прошлого века еще не сталкивалась с таким постоянным, четырехлетним сокращением кредитования производственных предприятий, которые лишаются возможности пополнить оборотный капитал за счет банковских кредитов.
«При политике дорогого кредита у предприятий нет средств для экономического роста. То есть, мы сами себе еще и ограничиваем возможности для того, чтобы экономика росла более эффективно», — считает он.
На этом фоне бизнес начал выводить деньги из страны, уверен эксперт Александр Дубинский. Он напомнил, что 2 августа НБУ продал на валютном аукционе 100 млн долларов. 3 августа — 50 млн долларов. Эксперт уверен, что продажа Нацбанком 150 млн долларов на валютном аукционе направлена не на поддержание гривны, как утверждает регулятор, а на выведение валюты из Украины (гривна ведь официально опустилась ниже 27 грн за доллар как раз 3 августа).
«Ничего необычного. Повторяется ситуация 2004-2005, 2008-2009, 2013-2014 годов, когда Нацбанк за счет резервов помогал олигархам и спекулянтам выводить из страны валюту перед большим шухером», — считает Дубинский.
Напомним, что в июле НБУ обнародовал прогноз, что в случае прекращения сотрудничества с МВФ, которое будет сопровождаться одновременным падением цен на металлы, в 2018 году гривна может упасть до уровня 40,8 грн за доллар. Транш от МВФ не получен.