В компании Deutsche Bahn заявили, что собираются не «управлять» украинской железной дорогой, а оказывать консалтинговые услуги. Такие услуги являются платными, и эксперты отмечают, что в убыточную «Укрзализныцю» вложений не будет — дело идет к распродаже вокзалов.
«Отдать немцам на 10 лет»
На Всемирном экономическом форуме в Давосе министерство инфраструктуры подписало меморандум о взаимопонимании с железнодорожным оператором Германии Deutsche Bahn. «Немецкие специалисты будут работать над реформированием управленческих механизмов предприянтия», — написал в Facebook премьер-министр Алексей Гончарук. Он заверил, что Украина полностью сохранит контроль над «Укрзализницей».
Однако, в своем выступлении в Давосе премьер сказал: «Да, мы хотим отдать немцам на 10 лет в управление железную дорогу».
Глава правительства заявил, что связывает с этим решением не только судьбу железной дороги. «Это экосистемное решение, которое должно показать, что Украина беспрецедентно открыта к инвестициям, к миру, к новым стандартам. Конечно, о деталях еще нужно договариваться, официальные документы еще должны быть подписаны. Но политическое решение на этот счет уже принято и это уже огромный шаг», — сказал он.
По мнению премьера, применение опыта наиболее успешной европейской железнодорожной компании повысит эффективность и качество железнодорожных перевозок в Украине.
Впрочем, скептики указывают, что финансовые успехи самой Deutsche Bahn оставляют желать лучшего — в 2018 году прибыль компании сократилась на 30%. Они напоминают, что украинскими железными дорогами уже руководил поляк Войцех Балчун. Он занимал пост с апреля 2016 — го по август 2017 года.
Примерно в середине срока- в ноябре 2016-го он заявил о техническом дефолте железной дороги. Премьер Владимир Гройсман в ответ грозил, что «готов уничтожать любую мафию, которая может приближаться к «Укрзализныце». Но все осталось по-прежнему.
Нынешний председатель правления «Укрзализныця» Евгений Кравцов в конце декабря обратился к наблюдательному совету компании с просьбой прекратить контракт в связи с переходом на работу в публичном государственном секторе (СМИ прочат ему пост в Миниинфраструктуры).
Министр инфраструктуры Владислав Криклий в Давосе сообщил журналистам, что наблюдательный совет АО «Укрзализныця» к концу текущей недели проведет заседание, на котором рассмотрит работу руководства компании. Обсуждаться будет не только Евгений Кравцов.
«На этой неделе будет проведен набсовет. Поэтому, думаю, что к концу недели будет принято какое-то решение. Там очень много замечаний. И не только к нему, но и к менеджменту средних звеньев», — сказал министр.
В СМИ появилась информация о назначении нового руководства «Укрзализныци» — гендиректора и полутора десятка менеджеров, которых предложит Deutsche Bahn
Однако в самом концерне Deutsche Bahn собирается оказывать только консультативные услуги компании «Укрзализныця». Об этом заявила представитель пресс-службы Deutsche Bahn Керстин Экштайн.
«Инженерно-консалтинговая компания DB Engineering & Consulting, входящая в Deutsche Bahn и занимающаяся проектами в области инфраструктуры, мобильности и транспорта, будет поддерживать и консультировать «Укрзализныцю» по предпринимательским и техническим вопросам», — сообщила она.
«Речь идет о консалтинге».
Представитель пресс-службы Deutsche Bahn, отвечая на уточняющий вопрос, идет ли речь об управлении «Укрзализныцей», сказала: «Речь идет о консалтинге». Условия, по ее словам, будут прописаны в договоре, который будет заключен в начале февраля.
Следует отметить, что летом 2019 года Кабмин Гройсмана утвердил новую стратегию «Укрзализныци» на 2019–2023 гг. В документе речь шла о том, что компания готовится к либерализации железнодорожного рынка, и имеет некоторое сходство с моделями, использовавшимися при создании Deutsche Bahn и польского PKP
Политолог, руководитель LLC«Corporate Research and Consulting International Bureau» Денис Кислов напоминает, что в ту пору фигурировала информация, что 45,7% железнодорожных путей в Украине являются убыточными. Он отмечает, что никто не говорит при этом, кто будет инвестировать в инфраструктуру.
«Кто будет вкладывать огромные деньги в поддержание сети? … Не лукавьте. Нет ни одного нормального бизнесмена, который бы хотел заняться убыточным бизнесом. Если сегодня у нас существует система, при которой пригородные перевозки убыточны, вы можете себе представить человека, который хочет вложить свои деньги для того, чтобы дальше эти деньги только тратить, не получая ничего взамен? Конечно, нет»- написал он в Facebook.
Тем не менее, в Мининфраструктуры заявляют, что рассчитывают «получить совсем другое качество как грузовых перевозок, так и пассажирских».
Владислав Криклий подчеркивает, что сотрудничество с немецкой компанией должно иметь под собой экономические расчеты. «Будем предметно смотреть на то, что мы получаем, какие выгоды, во сколько нам это обойдется, или сколько сэкономим», — сказал глава Мининфраструктуры.
Не исключено, что речь идет о банальном подорожании перевозок. В конце ноября в Американской торговой палате был представлен проект финансового плана «Укрзализныци» на 2020 год. Сообщалось, что билеты на пассажирские перевозки подорожают на 21,9% — тарифы будут повышаться на 2% ежемесячно с 1 марта 2020 года.
А под эгидой сотрудничества с немецкой компанией цены могут поднять еще выше – считает экономист Алексей Кущ. «Убыточные пассажирские перевозки, которые сейчас дотируются за счет грузовых, резко подорожают — в 3-4 раза. А грузовые перевозки могут приватизировать», — заявил он в СМИ.
Отметим, что по закону приватизации не подлежат предприятия, связанные с энергетической независимостью и обороноспособностью Украины, а также те, которые являются естественными монополиями или «имеют критически важное значение для общества» Среди них – «Укрзализныця».
Однако, Владислав Криклий, комментируя сотрудничество с Deutsche Bahn подчеркивает, что пока речь идет консультациях и о партнерстве. «В дальнейшем будем рассматривать разные сценарии», — сказал он.
Министр анонсирует продажу «непрофильных» активов, к которым он относит вокзалы. Там, по словам министра будут магазины.
«Будем продавать непрофильные активы. Это от 8 до 12 млрд грн. Маленький пример наших планов — концессия жд вокзалов. Хотим, чтобы по примеру Польши, небольшие невостребованные вокзалы превратились в большие транспортные хабы с торговыми центрами», — сообщил министр журналистам в Давосе.