Денис Гонтарь
07:00 20/02/2014

Переезды… в братскую могилу

 Недавно страну ошарашила новость из Сумской области, где на железнодорожном переезде пассажирский поезд буквально разорвал на куски маршрутку. В этом аду погибло 12 пассажиров, а еще шестеро оказались в больницах. Народная молва сразу начала винить во всем водителя микроавтобуса, который, как ни странно, выжил. Впрочем, как бы там ни было, но этой трагедии можно было избежать со стопроцентной гарантией, если бы железнодорожный переезд был оборудован шлагбаумом. “ГолосUA» решил выяснить, действительно ли так дорого оборудовать ж/д переезды системами безопасности и когда из-за скупости чиновников перестанут гибнуть люди?

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ СЭКОНОМИЛИ НА ЖИЗНЯХ

Сразу же после ЧП в Сумской области местные жители рассказали, что еще несколько лет назад на злополучном переезде был и шлагбаум, и будка с дежурным. Но, как говорится, экономия бюджетных средств взяла верх над здравым смыслом чиновников.

По данным «Укрзализныци», около 7 тысяч человек обслуживают почти 1, 5 тысячи железнодорожных переездов в стране, которые оборудованы шлагбаумами, а также на месте есть работник «железки». На эти нужды в год тратится 300 млн грн. Таким образом, выходит, что на содержание одного такого ж/д переезда в год уходит 200 тыс. грн.

В то же время семьям погибших пассажиров в Сумской области власти страны пообещали выплаты по 100 тыс. грн, а также по 50 тысяч — пострадавшим. Таким образом, выделят 1, 5 млн грн бюджетных средств. За эти деньги можно было бы почти восемь лет содержать тот злосчастный железнодорожный переезд и предотвратить трагедию, унесшую жизни 12 человек.

А если взглянуть более глобально, то риск для жизни людей вообще может возникнуть на каждом шагу: в Украине существует более 1, 2 тыс. железнодорожных переездов, которые вообще ничем не оборудованы: ни шлагбаумами, ни звуковыми сигнализациями. В течение трех лет, как уверяет руководство «Укрзализныци», было переоборудовано всего-навсего 33 ж/д переезда, то есть, всего чуть более 10 данных объектов в год! С такими темпами и не удивительно, что мы так часто наблюдаем аварии… По словам экспертов, обустройство переездов влетает государству, а,  стало быть, и налогоплательщику в копеечку (см. инфографику). И зачастую аппетиты чиновников на бюджетные деньги постоянно растут, а цифры порой берутся просто с потолка.

Не повлияла на руководство страны и масштабная трагедия в Марганце в 2010 году, когда на железнодорожном переезде поезд также таранил автобус. Тогда погибло 45 человек.

«Сразу после трагедии в Марганце тогда еще первый вице-премьер-министр Андрей Клюев уверял, что за пять лет будут вообще ликвидированы все эти переезды, а заменят их мостами. Даже называлась сумма, что один путепровод будет обходиться в сумму от нескольких миллионов гривен до 15 млн. Сейчас все это уже оценивается в 25-30 млн. грн.  Как все это высчитывается – непонятно», — отметил в комментарии ГолосUA эксперт по транспорту Вячеслав Коновалов.

Более того, денег на строительство мостов над железными путями в бюджете на текущий год не предусмотрено.

КОРРУПЦИЯ ПРИВЕЛА К ГИБЕЛИ ПАССАЖИРОВ

В то же время в «Укрзализныце» цинично отмечают, что для избежания ЧП на железнодорожных переездах водителям элементарно нужно соблюдать правила дорожного движения.

Однако, эксперты уверяют, что этой меры недостаточно. Скажем, Вячеслав Коновалов говорит, что нередко семафоры на переездах работают в непонятном режиме.

«Эти сигнализации никем не охраняются, поэтому воришки демонтируют некоторые элементы данных систем. Вот неподалеку от западной границы Украины мы делали инспекцию. Там есть участки, где дорога несколько раз пересекает ж/д полотно. Останавливаешься на запрещающий сигнал семафора, ждешь пять минут, а потом понимаешь, что он «глючит». На последующие семафоры уже как-то и не обращаешь внимания, ведь нет гарантии, что они исправны», — добавляет эксперт.

Впрочем, немаловажным  фактором во всей этой ситуации является и законность работы водителей маршруток. Именно рейсовые перевозчики и в Марганце в 2010 году, и под Сумами в начале этого месяца, «увезли» пассажиров на тот свет. По некоторым данным, в случае с последним ЧП водитель микроавтобуса вообще не имел права везти людей, так как не числился на предприятии-перевозчике.

То, что такие случаи не единичны, признает и заместитель главы Совета федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник.

«Кроме вины конкретного работодателя и перевозчика, государство тоже должно взять часть ответственности на себя, начиная от системы переездов и заканчивая тем, что коррупция способствует таким горе-перевозчикам, — заявил ГолосUA Олейник. — Конечно же, проще с кем-то поделиться внизу, кто занимается инспектированием перевозок, чем платить честно все налоги и платежи — такова система».

Впрочем, эксперты все же считают, что ситуация с ж/д переездами не изменится и после трагедии в Сумской области. Каждое подобное ЧП для чиновников лишь повод заверить, что деньги будут выделять на устранение всех «пробелов». Однако, как только трагедия повторяется, становится ясно: никто выводов не делает…

decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-02/20/B8kz1XWvIp1EjUBP/image/1.jpg" />

Читайте также по теме