Завершился цикл переговоров вокруг Украины. Хотя официально подвижек нет, эксперты высказывают мнение, что Запад может начать «принуждение Украины к выполнению Минска», а между Вашингтоном и Москвой остается «почва для компромисса».
«От Атлантики до Урала»
Завершился цикл переговоров вокруг Украины, которые проходили 10, 12 и 13 января. Они касались российских предложений США и НАТО о гарантиях безопасности. Представители РФ, США и НАТО встречались в американском представительстве при ООН Женеве, в штаб-квартире НАТО Брюсселе и в офисе Организации по безопасности и сотрудничеству Европы (ОБСЕ) в Вене.
После венских переговоров мировые биржи и СМИ отреагировали на слова замминистра иностранных дел РФ Рябкова, который заявил, что Вашингтон и его союзники отвергли предложения РФ, а Кремль и российские дипломаты сочли переговоры неудачными. И поэтому, дескать, нет оснований для новой встречи. Однако, Рябков представ являл Москву только на переговорах с США в Женеве 10 января. Эти переговоры он и комментировал.
После них было еще два раунда — в НАТО и в ОБСЕ. По окончанию министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сделал противоположное заявление, что Россия надеется на продолжение переговоров с США.
Напомним, что в декабре российская сторона направила в Госдеп США и в штаб-квартиру НАТО предложения по безопасности, которые, по задумке Кремля должны лечь в основу официального договора. По сути, это — требования. Они во многом схожи: и от Вашингтона, и от НАТО Москва требует отказаться от перспективы членства в Североатлантическом Альянсе Украины. Кроме того, Москва требует не размещать в Украине наступательное вооружение.
Президент США Джо Байден в устной форме пообещал стратегические ракеты не размещать. Так сообщили в Кремле после телефонного разговора Байден-Путин (Белый дом этого не опровергал). А вот относительно членства в НАТО вышла загвоздка. Там заявляют, что России — это вообще касаться не должно- кто будет членом решают только члены Альянса и страны, желающие вступить. Так написано в уставе, и третьих стран не касается.
В России же указывают на договор 1997 года, по которому РФ и НАТО не рассматривают друг друга как противники. В договоре упоминаются нераспространение оружие массового поражения, средств противоракетной обороны, а также лимиты на обычные вооружения «от Атлантики до Урала».
Отметим, что на самом деле Украину в НАТО никто и не принимал. План по достижению членства (ПДЧ) не предоставлен. Решения в Альянсе принимаются консенсусом, а единого мнения относительно Украины нет. Об этом заявлял Генсек НАТО Столтенберг. После нынешних переговоров в рамках комиссии Россия-НАТО он заявил, что Альянс готов к диалогу с РФ, но не исключает и обострения.
Дескать, НАТО не исключает возможности нападения России на Украину и окажет Украине поддержку, а РФ в этом случае ждут суровые экономические санкции. О санкциях неоднократно заявляли и в Вашингтоне.
«США оставляют почву для компромисса»
Сенат США подготовил санкции против президента РФ Путина и его окружения на случай вторжения России в Украину. Сообщается, что имеется в виду запрет на въезд в США и заморозка американских активов Путина, премьер-министра России Михаила Мишустина, главы МИД РФ Сергея Лаврова и министра обороны России Сергея Шойгу.
Кроме того, законопроект предусматривает ряд ограничительных мер против российского финансового сектора. Согласно нему в случае эскалации военных действий на территории Украины пострадают Российский фонд прямых инвестиций и ряд банков: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, МКБ, Альфа-банк и пр., Возможно отключение России от международной системы финансовых сообщений SWIFT.
Отметим, что это — законопроект. На следующий день после его подачи, поступило сообщение противоположного характера. В Сенате США не хватило голосов, чтобы принять законопроект о введении санкций в отношении российского газопровода «Северный поток – 2».
Американские СМИ пишут, что республиканцы считают, что таким образом президент США Джо Байден потакает РФ, а демократы сочли, что законопроект навредит отношениям США и Германии. Госдепартамент США действительно заявил, что законопроект подорвет «объединенный фронт» с Европой в противодействии России.
Украинский эксперт Олег Постернак считает, что «США еще оставляют почву для компромисса, и укрепляет американо-немецкое партнерство».
«Принуждение Украины к выполнению Минска»
Олег Постернак отмечает: «геополитическая игра с военной тревогой на границах, очевидно, подталкивает Украину к прогрессу в направлении Минского комплекса мер».
Он напоминает, что пока шли переговоры РФ-США-НАТО, в Киев приезжали советник канцлера Германии по внешней политике Йенс Плэтнер и дипломатический советник президента Франции Эммануэль Бонн. Они беседовали с Президентом Владимиром Зеленским. А Офис Президента затем сообщил, что Украинская передала немецкому и французскому советникам лидеров стран – участниц Нормандского формата подробную информацию об имплементации сторонами Минских договоренностей и решений последнего саммита 2019 года.
Напомним, что на саммите «нормандской четверки» в 2019 году Париже украинская сторона обязалась продлить действие закона об особом статусе Донбасса и имплементировать «формулу Штайнмайера», предусматривающую выборы на неподконтрольных территориях под эгидой ОБСЕ.
Глава Украинского института будущего Вадим Денисенко бьет тревогу: на фоне переговоров РФ с Западом «существует высокая вероятность, что частью этих договоренностей станет принуждение Украины к выполнению Минска». Политолог сетует: «Наш внешний вектор концентрируется исключительно на контрпродуктивном «Почему мы до сих пор не в НАТО?» (Последний раз такое заявление сделал посол Украины в Германии). Другими словами, мы не понимаем игры других стран и продолжаем ничего не делать».
По словам Денисенко, сейчас, кроме военной угрозы, главной проблемой становится экономическое состояние страны «и игра Путина в расшатывании именно экономической ситуации».
Любопытно, что аналогичное мнение высказывает политолог Владимир Фесенко. Он пишет в соцсети о попытках искусственно спровоцировать дестабилизацию в Украине. «В России делают ставку на энергетический кризис в Украине. А поскольку наглядных проявлений такого кризиса до сих пор нет, то его будут провоцировать искусственно. Также возможны и другие новые проявления гибридной войны против Украины», — считает Фесенко.
Отметим: в начале года сообщалось, что запасы газа в Украине на 43% меньше прошлогодних. А цены на газ коррелируются с ценами на европейских хабах, поскольку Украина — интегрированная часть европейского газового рынка с 2015 года. А других долговременных договоров на поставки не заключали, как делает большинство европейских стран, и газ покупается по биржевым ценам. Украина официально вообще не покупает газ у России.
Тем не менее, Фесенко настаивает: война идет с 2014 года в гибридном формате. И сейчас мы видим ее ужесточение именно в гибридных проявлениях. «Новая атака уже началась! Массовые сообщения о якобы минировании школ, торговых центров, даже новогодних елок. Сегодня утром – кибератака на сайты государственных учреждений. Содержание провокационных сообщений во время взлома этих сайтов прямо указывает на российский след. Это нарратив и стиль российской пропаганды. Вот вам и попытки искусственно спровоцировать дестабилизацию в Украине», — пишет он в Facebook.