Сегодняшняя встреча на высшем уровне представителей основных государств, заинтересованных в решении «украинской проблемы», проходящая в Женеве, ознаменовалась сразу несколькими международными скандалами. Или, вернее, сенсациями – кому как больше нравится.
Идея Вашингтона усадить за стол переговоров одновременно чиновников от Украины, США, ЕС и России в столице кантона нейтрального государства поистине достойна уважения. Прежде всего, потому, что, в отличие от швейцарской столицы Берна, Женева никогда не являлась символом толерантности: именно благодаря жителям кантона в средние века она получила право считаться «наделенной особыми правами областью». А впоследствии – стать одной из главных составляющих Швейцарской Конфедерации – единственного после ликвидированного в США в 1864-м году уникального территориального образования. До сих пор в Швейцарии (преимущественно в Берне) успешно решались основные международные проблемы. На сей раз, похоже, проблему Украины Женева не решила.
Сразу следует оговориться. Женевские переговоры в составе так называемой «четверки заинтересованных сторон» не могут считаться саммитом, хотя словосочетание «высший уровень» в их контексте фигурирует. Организаторы акции до последнего не знали, согласится ли принять в ней участие министр иностранных дел России Сергей Лавров. А незадолго до объявления даты встречи исполняющий обязанности премьер-министра Украины Арсений Яценюк заявил, что «лично он не ждет» от таких мероприятий какой-либо политической пользы. В этой связи Арсения Петровича высмеяли даже потенциальные союзники. В американском сегменте Всемирной Паутины ему недвусмысленно дали понять, что в самой Женеве его явно не ждут: упомянутая встреча имеет ранг контакта глав внешнеполитических ведомств государств-участниц. Иными словами – Америку представляет Госсекретарь США Джон Керри, Россию – тот же Сергей Лавров, Европейский Союз – баронесса Кэтрин Эштон, а вот Украину, как и подобает рангу – глава МИД нашей страны Андрей Дещица.
Дещица был настроен, если так можно выразиться, бескомпромиссно. Он попытался призвать мировую общественность заставить Россию «уважать территориальную целостность Украины и вывести свой войска из Крыма». На что его заявление, как ни странно, парировала баронесса Эштон, еще три месяца назад призывавшая «установить порядок Евромайдана по всей Украине». Сейчас она, не будучи потомственным дипломатом, ограничилась, казалось бы, банальным, но столь необходимым для нашей страны пожеланием: «Все прогрессивное человечество должно сесть за стол переговоров и сделать так, чтобы украинский народ жил в мире и согласии, и никогда не знал ни баррикад, ни уличных столкновений. Это сейчас наша миссия, разве я не права?».
В данном случае Эштон была права, но оказалась в моральном проигрыше. Главный вопрос мероприятия – установление общественно-политической стабильности в Украине и требование к России остановить кровопролитие на Юго-востоке нашей страны – решался в, образно выражаясь, «купированном варианте». Решался без баронессы и украинского дипломата Дещицы.
«Как-то само собой получилось, что в специальную комнату для совещаний ушли исключительно Лавров и Керри, оставив своих коллег рассуждать о судьбе Украины самостоятельно, — отметил в специальном комментарии корреспонденту ГолосUA представитель ЕС Вольфганг Грасс. – Учитывая тот факт, что Россия и Соединенные Штаты занимают принципиально разные позиции по данному вопросу, нельзя было предсказать итог этого кулуарного совещания».
Действительно – нельзя. Так называемая закрытая протокольная встреча должна продолжаться с разумными перерывами, в течение, по меньшей мере, трех дней. Видимо, элитные гостиницы Женевы автоматически примут на себя право стать центром внимания мирового сообщества. За этот срок помощники руководителей МИД присутствующих стран обязаны подготовить коммюнике, где якобы «все без исключения участники украинского конфликта» смогут выразить мнение по поводу ситуации в Донецке, Луганске и Днепропетровске.
Судя по последним заявлениям «заинтересованных сторон», ни Лавров, ни Керри и не пришли к «общему знаменателю» в отношении Украины. К большому сожалению пресловутого «цивилизованного сообщества», Женева пока не стала символом миротворчества. Что, в принципе, и требовалось доказать.