Закон о реинтеграции Донбасса усиливает угрозу военного столкновения, говорят эксперты, отмечая геополитическое противостояние США с РФ, полем которого стала Украина.
Осведомленность Госдепа
26 января представитель Госдепа США по Украине Курт Волкер встретился в Дубае с помощником президента РФ Владиславом Сурковым. Обсуждались перспективы ввода миротворческого контингента ООН, перемирие и гуманитарная ситуация на Донбассе.
Накануне Волкер заявил, что во время переговоров собирается «изложить позицию США». Перед встречей он побывал в Украине, где провел встречи с украинскими политиками и Президентом Петром Порошенко.
Эксперт-международник Андрей Бузаров объясняет: «Есть две стороны геополитического противостояния — США и Российская Федерация. Собственно, потому США и участвует в переговорах по Украине, делегировав своего представителя Курта Волкера».
Напомним, США не являются участником Минского процесса по урегулированию конфликта на Донбассе: в нем участвуют Украина, РФ ,Франция и Германия. Однако, США проявляют собственную активность. Так, переговоры Волкер-Сурков проходили 21 августа в Минске, а также 7 октября и 13 ноября в Белграде.
Накануне нынешней встречи с Сурковым Волкер, ссылаясь на собственные соображения, сообщил, что Украина выполняет Минские соглашения. «Она приняла закон о специальном статусе, закон об амнистии, готова к проведению местных выборов», — заявил спецпредставитель Госдепа.
Следует полагать, что такова его позиция на переговорах. Однако закона об амнистии участников вооруженного противостояния не существует. Он действительно был принят 16 сентября 2014 года предыдущим составом Верховной Рады. С тех пор закон не подписан.
Хотя, согласно статье 94 Конституции Украины, закон был обязан в 15-дневный срок подписать глава Верховной Рады и безотлагательно направить его Президенту. Этого сделано не было. Раду тогда возглавлял нынешний секретарь СНБО Александр Турчинов. Он не подписал закон и не передал его Президенту, а заявил, что «не существует предпосылок» для амнистии.
Закон об особом порядке самоуправления, также был принят Верховной Радой прошлого созыва 16 сентября 2014 года. 17 марта 2015 года нынешний состав Верховной Рады его уточнил. А затем, в октябре 2017 года продлил его действие до 10 октября 2018 года.
Особый порядок должен наступить после местных выборов на неподконтрольной территории. Но проведение таких выборов сейчас не обсуждается. Ведь выборы по украинским законом невозможно провести на территории, которая определена оккупированной в законе о реинтеграции Донбасса.
Закон о реинтеграции был принят 18 января. Минские соглашения в нем не упоминаются, хотя были узаконены на международном уровне резолюцией Совета Безопасности ООН от 17 февраля 2015 года
Шаг в сторону войны
Директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский заявляет: «Закон о реинтеграции Донбасса — это серьезный шаг в сторону войны и деструкции украинского государства».
По его мнению, принятие данного закона говорит о признании того, что Донбасс потерян навсегда.
«Это расписка в том, что мы будем жить по своим правилам, по правилам партии войны»,- сказал Погребинский.
А Волкер заявляет, что закон о реинтеграции Донбасса не изменит ситуацию в регионе.
«Относительно закона о реинтеграции, то, знаете, я не думаю, что он что-то меняет в этом контексте. Ситуация – такая же, как и была», — сказал он.
В то же время Парламентская Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) принята резолюцию, согласно которой Украина должна пересмотреть закон реинтеграции Донбасса с прицелом на Минские соглашения.
Директор украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечает: «Киев не будет вносить правки в законопроект о реинтеграции Донбасса в связи с тем, что США и ЕС им не очень довольны. У нас есть другой способ ответа на международные реакции. Если Запад не доволен, то этот законопроект просто не будет выполняться».
По мнению Бортника, власть была заинтересована в принятии закона из-за своих отношений с правыми политическими силами в Украине. Однако, следует напомнить, экономия бюджета на пенсионерах Донецка и Луганска составляет по официальным данным порядка 13,5 млрд гривен в год.
А в статье 7 этого закона указывается, что не Украина, а Россия обязана обеспечивать защиту прав гражданского населения Донецка и Луганска и создавать условия для его жизнедеятельности.
Именно поэтому ПАСЕ указала на необходимость социальной защиты граждан на неподконтрольных территориях со стороны украинской власти, а не неких «оккупационных администраций».
Ассамблея ПАСЕ «настойчиво призывала» украинские власти пересмотреть принятый парламентом закон « Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей».
В ПАСЕ уточнили, что на неподконтрольных территориях закон должен «полностью гарантировать социальную защиту и основные гуманитарные потребности гражданского населения».
По мнению Михаила Погребинского, этого не произойдет. Напротив — с принятием закона о реинтеграции возрастает вероятность провокаций.
«Это может привести к серьезным военным действиям. Возможно, мы будем жить под угрозой столкновений с сотнями тысяч потерь. Этот закон делает первый шаг к войне с РФ. Это очень опасно и невозможно игнорировать. Надо понимать, если хотят воевать с Россией, то эта война не будет выиграна никогда», — сказал он.