Практически еженедельно из разных уголков Украины приходят сообщения о сбитых прямо на «зебрах» пешеходах. Кто-то попал под колеса автомобиля, которым управлял пьяный, кто-то – по собственной неосторожности. Масштабность этих случаев напоминает некую эпидемию. Как известно, с такими «недугами» нужно бороться. Но отечественные чиновники надеются на авось или считают, что десятки летальных исходов на пешеходных переходах – это не так уж много… «ГолосUA» решил выяснить, почему украинцев толкают на верную смерть и когда пешеходные переходы станут безопасными?
РАЗМЕТКА НА «ЗЕБРАХ» НИКУДА НЕ ГОДИТСЯ
Наибольшую опасность для пешеходов представляют «зебры» на трассах. Здесь автомобили мчатся с бешеной скоростью. Даже в населенных пунктах, где ограничение скорости составляет 60 км/ч, мало кто доводит стрелку спидометра хотя бы до 70-80, а некоторые лихачи вообще меньше сотни не летят.
Поэтому многим пешеходам приходится по 10 минут, а то и дольше, ожидать, чтобы перейти трассу безопасно для себя. Впрочем, даже такая осторожность не гарантирует, что вдруг откуда ни возьмись не появится автомобиль, несущийся на огромной скорости. В итоге –труп.
Но пока, как выяснилось, нет возможности уйти от наземных пешеходных переходов на трассах. Об этом рассказал начальник Центра безопасности дорожного движения при МВД Украины Сергей Будник.
«К тому же эти пешеходные переходы не освещены надлежащим образом, и разметка на них никуда не годится, — подчеркнул Сергей Иванович. — В комплексной программе на следующий год даже заложены деньги на установку на пешеходных переходах светодиодной подсветки на солнечных батареях. Также планируют оборудовать специальное отражающее покрытие, чтобы издалека было видно пешеходный переход».
Пока же чиновники начнут улучшать безопасность, печальную статистику летальных исходов будут пополнять новые жертвы. А цифры действительно удручают… Только за 9 месяцев текущего года на пешеходных переходах по вине водителей погибло 80 человек и более тысячи получили различные травмы! В то же время по собственной вине погибло почти 500 пешеходов, еще более 2 тысяч травмировались.
Решением этой острой проблемы было бы строительство надземных или подземных пешеходных переходов. Пока же на трассах Украины их раз-два и обчелся.
«Нас не всегда слушают, — добавляет начальник Центра безопасности. – Хотя при согласовании проектов строительства или реконструкции дорог мы говорим об этом. Зачастую «дорожники» ссылаются на то, что средств нет».
ЧИНОВНИКАМ ПРОЩЕ ЗАПЛАТИТЬ ШТРАФ
В свою очередь в «Укравтодоре» признают, что в стране не хватает пешеходных мостов над трассами, но уверяют, что не сидят, сложа руки.
«Этот вопрос решается в случае выполнения работ по ремонту существующей дороги, — заявил «ГолосUA» глава «Укравтодора» Евгений Прусенко. — Согласно государственным строительным нормам, если интенсивность движения пешеходов на определенном участке 200 и более человек в час, строится подземный или надземный пешеходный переход. Скажем, по трассе Киев–Чоп таких новых переходов оборудовано четырнадцать».
А теперь прикинем. Расстояние от Киева до Чопа составляет больше 800 км. То есть, один пешеходный мост в среднем попадается раз на 60 км. Но на этом пути десятки населенных пунктов! Получается, что жителям сел, где нет таких мостов, не остается ничего другого, как ежедневно рисковать жизнью, переходя оживленную трассу.
По словам Евгения Прусенко, в Украине нужно возвести более тысячи пешеходных мостов, чтобы искоренить проблему гибели людей.
«Но стоимость одного надземного перехода составляет около 5-6 млн грн. А если его оборудовать лифтом или подъемником, то сумма возрастает до 9 млн грн», — добавил чиновник.
Но денег на такие масштабные работы, как вы уже догадались, нет.
Стоит отметить, что в октябре стартовал осенне-зимний осмотр украинских дорог. В ГАИ говорят, что если выявляются какие-то «пробелы» в обслуживании дорог, балансодержателям магистралей выдаются предписания на устранение всех проблем.
В то же время, если это не выполняется, ГАИ выписывает на должностных лиц протоколы об административной ответственности. Впрочем, этот штраф зачастую исчисляется несколькими сотнями гривен.
То есть, чиновнику легче заплатить эти деньги, чем ломать голову над тем, где взять несколько миллионов гривен для оборудования дороги надземным пешеходным переходом.
Пока же в Центре безопасности дорожного движения при МВД просто советуют пешеходам надеяться не только на государство, которое должно обеспечить безопасность на дороге, а прежде всего – на себя. «Пешеходы, особенно в темное время суток, должны как-то себя обозначать на дорогах, например, надевать специальные светоотражающие жилеты», — подытожил Будник.