Переходящее малиновое знамя

Есть бессмертные политтехнологические схемы. В Украине такая схема – создание управляемой левой партии, чтобы воспользоваться социальными ожиданиями избирателей и расколоть левую часть политического спектра Украины.
Вспомним, например, биографию нынешнего лидера предвыборных рейтингов – Петра Порошенко. Его политическая деятельность началась со вступления в СДПУ(о), а продолжилась созданием существующей по сей день левоцентристской партии «Солидарность». СДПУ(о) технологическим проектом в общем-то не была – в то время симпатики социал-демократии составляли отдельную электоральную группу, которая не поддерживала имевшиеся левые партии. А вот «Солидарность» была порождением тогдашней администрации президента, в которой появился проект создать управляемые из одного центра партии, которые бы менялись у власти «как в Европе». Из этого, правда, ничего не вышло. Но тенденция присутствует.
Сейчас таким проектом является возглавляемая Николаем Рудьковским Социалистическая партия. В прошлом активная и могучая СПУ изжила себя в 2006-2007 годах, когда Александр Мороз не смог внятно объяснить своим избирателям мотивов вхождения в Антикризисную коалицию с Партией регионов. Причина, кстати, была вовсе не в олигархическом характере Партии Регионов (в Антикризисную коалицию вошли также коммунисты, которые, как раз, непонимания у избирателей не встретили, четко обозначив условия сотрудничества с Януковичем), а в том, что СПУ поддержала Майдан 2004 года. Обмен «славы Майдана» на место председателя ВР избиратели СПУ не одобрили. После провала на выборах 2007 года (тогда социалистам не хватило буквально нескольких тысяч голосов) партия достаточно быстро деградировала до рейтингов в размере статистической погрешности (менее 1%).
Оживила партию администрация Януковича, возглавляемая любителем многоходовых комбинаций Левочкиным, которая столкнулась с проблемой роста левых настроений в обществе на фоне проведения антисоциальных реформ. Необходимо было сделать что-то для раскола левого политического спектра, представленного Компартией. Ставка была сделана на члена СПУ олигарха Николая Рудьковского, который был одним из главных лоббистов вхождения СПУ в Антикризисную коалицию.
Затея эта провалилась – в сражении за партию осенью 2011 года победил Александр Мороз, Рудьковский был изгнан из политсовета, а потом и из партии. Воспользоваться победой Мороз, однако, не смог. После нескольких вялых попыток создать хоть какой-то предвыборный блок СПУ вновь погрузилась в «спячку». В выборах она не участвовала, а голоса левых избирателей собрала КПУ.
Рудьковский же по сходной цене прикупил Партию нового поколения Украины. АП же обеспечило ему беспроблемное избрание в одномандатном округе в Черниговской области, который был нарезан специально под него. В парламенте он вступил в фракцию ПР, где и пребывал до 30 ноября.
Вновь к вопросу реанимации СПУ вернулись весной 2013, при этом ряд технологов и аналитиков Банковой был категорически против кандидатуры Рудьковского. Крайний скепсис экспертов к кандидатуре Рудьковского и его появлению на авансцене диктовался подмоченной репутацией любителя фотомоделей и вояжей в Париж за казенный счет. Общее мнение сводилось к тому, что: « мультимиллионеру больше подходит кресло «Астон-Мартина», чем кресло председателя СПУ». Тем не менее, Рудьковский сумел убедить Клюева и за лето «дожал» вопрос с руководителями региональных ячеек СПУ. В октябре 2013 года Рудьковский добился таки реванша и стал председателем СПУ.
Казалось бы, после победы Евромайдана технический проект АП должен был быть закрыт. Однако, этого не произошло. 1 мая СПУ провела в Киеве праздничную демонстрацию от Арсенальной площади до Верховной Рады.
Этот факт надо оценить. Судите сами – город набит правыми активистами. На Майдане систематически происходят массовые драки и даже перестрелки. Коммунистов откровенно терроризируют – националисты нападают на лидера КПУ прямо в сессионном зале Верховной Рады; только по решению суда удалось вернуть захваченный майдановцами партийный офис на Подоле, причем он тут же был подожжен. Поджигатели особенно не скрываются, но милиция, которая в течение нескольких часов «раскрыла источники финансирования провокаций в Одессе», ничего не делает. И в этих условиях Рудьковский проводит демонстрацию… Ну не чудо ли?
Думаю, нет. Не чудо, а политический расчет.
Во-первых, нынешняя власть покончила с неоднократно раскритикованным «покращенням», заменив его «погиршенням». Размах антисоциальных нововведений временного правительства намного превышает не только осуществленное, но даже и запланированное прошлой властью. Поэтому «ручная» левая партия нужна срочно.
Во-вторых, необходима «канализация» социальной составляющей Майдана. Там ведь уже некие активисты выступали с требованиями заставить олигархов поделиться… Так пусть это будут «правильные» активисты.
В-третьих, в контексте построения «единой страны» (которая рисуется по все тому же националистическому лекалу) остро нужна левая партия, которая бы выступала за евроинтеграцию, против сотрудничества с Россией и не ссорилась бы с националистами. Такие себе «свидомые левые».
Если есть партия, которая может послужить выполнению таких задач, почему бы ей не дать прогуляться по Киеву? Малиновое знамя СПУ перешло по эстафете от «антинародного режима» к временному правительству…
P.S.: Новая власть верна себе. Она могла бы, например, создать собственную левую партию из какой-нибудь «сотни» Майдана. Это было бы расово правильно и революционно целесообразно.
Однако даже в случае с ручным политическом проектом нынешняя власть последовала уже апробированному принципу – олигархам принадлежит все.

Читайте также по теме